Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: Arhiv?/ИзПерепискиСКоллегами?/2 ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Егор.
У меня есть некоторые соображения. Подумайте, пожалуйста, с чем вы согласны, а с чем нет.


Есть два вопроса: вопрос достаточной завершенности материала и вопрос публикации текущих работ.
Лично мне кажется, что при публикации чего бы то ни было действительно следует приводить материал к той форме, когда он представляет некоторую ценность. Здесь много субъективного. Черновик одного человека может стоить окончательной работы другого; выделять общеприменимые критерии здесь невозможно.


Ульянов
Согласен. Здесь многое зависит от наличия неслучайного читателя. Я думаю будет несложно помещать незавершенные вещи, если знать, что его обязательно прочитают ряд конкретных людей, особенно,
чтобы поучиться.


Егор
Второй вопрос связан с публикацией текущих работ, и, возможно, на него следует обращать чуть большее внимание (коль скоро мы решили заимствовать часть опыта сообществ по разработке свободных программ).


Ульянов
Нужно воспитать привычку. Я хочу попробывать сделать это обязательным (желательным ?) при написании курсовых, особенно для тех, кто только начнет их писать.
Далее фрагмент письма Елизаветы Витальевны на эту тему:
Не знаю, насколько это возможно, но во многих западных университетах принято, чтобы каждый студент под курсовой проект заводил страничку,на которую помещал библиографию к своему исследованию, какие-то материалы, а в конечном счете – делал презентацию работы. Необязательно – полный текст курсовой, именно презентацию: введение в тему и результаты исследования, возможно переводы или иллюстративный материал. Таким образом, во время года и какое-то время после работа доступна для обсуждения коллегами, это – видимый результат работы за год, предмет гордости, это помогает организовать материал, это облегчает защиту и т.п.
Потом такие вещи могут сниматься (или нет, по выбору). Для многих, как мне кажется, это может поднять интерес к написанию
курсовой".


Егор
Верно. Учиться всегда легче, чем переучиваться.


Наука (и разработка программ как часть науки) — вечный процесс накопления и систематизации знания, который не может быть завершен. Это во многом применимо и к отдельным исследованиям (к историческим, в частности). Позиционирование научной работы как завершенной — это условность, возможность развития и доисследования существует практически всегда.


Можно представить две модели. По первой модели исследователь закрыт на этапе проведения исследования (доступ к его текущим материалам максимально ограничен), результатом его работы является «вечный» текст, не подлежащий доработке.


Вторая модель — исследование представляется как «направление», которое может быть раскрыто в отдельных (представляющихся наиболее важными на текущий момент), но не во всех чертах. Каждый шаг исследования — выполнение отдельных подзадач. При этом материалы исследования публикуются по мере решения каждой подзадачи.


Ульянов
В гуманитарной сфере у исследователя, как правило несколько тем, далеко не все достижения публикуются. Отсутствие возможности или желания опубликовать промежуточный материал привело к тому, что публиковаться мало стало привычкой. Сейчас культура публикаций восстанавливается.


Егор
Я считаю, что второй способ в целом более динамичен и эффективен. Презумпция открытости и «незавершенности», в частности, должна привести к тому, что исследователи будут стремиться дорабатывать материалы друг друга, а не писать новые по форме, но дублирующие по содержанию материалы предшественников.


Ульянов
Согласен. Сказанное относится именно к исследованиям, но далеко не все работы востоковедов-историков являются таковыми. В гуманитарной сфере много тем интересных одному человеку. Коллективный труд, как правило, более продуктивный, но в востоковедение очень мало примеров. Обратите внимание на проект перевода и публикации Тоан Тхы. Но он еще далек от завершения. В остальных случаях – институтские программы (Этническая история китайцев), но и это, видимо, единственный успешно завершенный коллективный проект. Есть два выдающихся индивидуальных проекта Р.В. Вяткина по переводу Шицзи и В.С. Таскина по переводу материалов по степнякам. Часто именно индивидуальная работа становилась условием завершения проекта. Исследователь – индивидуальность, но часто и индивидуалист. Многими исследование воспринимается как личное дело. Возможно, система проектов может объединить тех исследователей, которые готовы преодолеть замкнутость. Очень важны общие методы и подходы к исследованиям. Надеюсь, что студенты окажутся к этому восприимчивы.


Егор
Речь идет о выведении процесса научной работы из кулуаров (которые в наших условиях зачастую могут означать банальное бездействие).
Публикация или непубликация текстов (когда она объясняется нежеланием расставаться с «интеллектуальной собственностью») — это отдельный вопрос. С другой стороны, речь может идти о нежелании публиковать материал по причине недостаточной готовности — это совсем другое.
Мне кажется, что на сайте вполне можно публиковать актуальную версию материала и дорабатывать его по мере возможности. Недоработанные элементы можно маркировать, можно не публиковать, можно публиковать так как есть: в целом, люди достаточно умны, чтобы отличить полезное от неполезного.


Ульянов.
В целом очерченный Вами подход к исследовательской работе мне понятен. Такой подход требует коллектива людей, которых объединяют общие проекты, близкие взгляды, навыки, культурные и этические установки. В целом, многое (все или почти все) упирается в культуру человека и культуру труда.

16.06.06


[Виктор]
Марк Юрьевич, Егор, Уважаемые коллеги!
Есть два соображения, навеянные перепиской:


1. Очень хорошая идея Елизаветы Витальевны. Думаю, промежуточная презентация работы решит проблему неорганизованности студентов при их написании. Особенно полезно будет, если делать это два раза в обязательном порядке – в конце зимнего семестра и в марте (некий вариант предзащиты диплома). Это позволит избежать расслабляющего ощущения «отдаленности» срока сдачи работы, и последующих авральных ситуаций при сдаче. Очень важно, что это будет ЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


2. По поводу индивидуалистичности исследователя. Проблема представляется очень важной. Подход «эта работа моя, я ее начал и не с кем делиться не хочу» непродуктивен. Насколько я могу судить, любой из задуманных и реализуемых нами проектов нереально закончить единолично в разумные сроки.
Однако часто очень сложно бывает преодолеть некое чувство «ревности» к людям, изучающим ту же тему. Думаю, это может быть преодолено в том случае, когда человек воспринимает своих коллег по проекту не просто как «коллег по проекту», а как членов одного ЕДИНОГО организма, решающего ОБЩУЮ задачу.
Здесь вопрос выходит за рамки научного исследования и переходит в сферу общения. Как уже сказал Марк Юрьевич, для успешной работы необходим «коллектив людей, которых объединяют общие проекты, близкие взгляды, навыки, культурные и этические установки». Мне кажется, что для формирования такого коллектива важно две вещи:
1. Стабильность коллектива. Люди, посвятившее себя определенной задаче, не должны в дальнейшем выпадать из процесса.
2. ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ. Мне кажется, мы должны ближе общаться, причем не только в рамках ИСАА. В рамках каждого проекта (а потом – и в рамках всего сообщества) нужно формировать КОМАНДУ, в которой работают не просто коллеги, но и хорошие приятели.
— das-gw.gz-net.ru (2006–06–15 16:19:02)


Ульянов
Нельзя не согласиться.
Прошу раскрыть имя.
Я в этом вижу одной из условий общения.
Если мы готовим открытый сайт и готовимся к проведению открытых проектов, по крайне мере на уровне института, мне бы хотелось общаться адресно.
Согласны ?


Витор
Это был Виктор... Просто забыл подписаться, sorry за вынужденный флуд...
das-gw.gz-net.ru /16.06.2006 01:27/


Ульянов
Ну, вот, оказалось это Виктор, теперь легче.
О стабильности. Идея верная. Что касается выпадения из процесса, то участие в процессе – дело добровольное. Что может помочь оставаться в процессе? Я, думаю, это интерес к работе, и не только к процессу, но и к результатам.
Что такое интерес, как он пробуждается, почему пропадает? Для меня это все еще загадка. Сказанное относится к студенту.
Потом, когда вырабатывается профессиональный подход к исследованию как к работе, в котором (к счастью) есть элемент творчества, этот вопрос теряет свою актуальность.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Много комментариев (4). [Показать комментарии/форму]