Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: Главаа ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Глава 2. Анализ гадательных надписей на основе базы данных

Итак, учитывая фрагментарный характер источника, а также особенности структуры отдельных надписей, для выявления исторической информации мы решили воспользоваться системным подходом. Инструментом стало составление базы данных. База данных позволила нам не только выработать методику, но и тщательно проанализировать новые данные. В этой главе описана наша работа и полученные результаты.
Было проведено два эксперимента – подготовительный и проверочный – на основе анализа базы данных, включавшей переводы текстов, помещенных в работах российских ученых. Первый, подготовительный, предполагал составление первичной базы,
включающей в себя надписи, опубликованные в двух работах М.В. Крюкова, А.А. Серкиной. Общее число – 309 единиц. В результате повторного эксперимента была составлена база данных, включающая в себя 1369 надписей. В ней учтено подавляющее Большинство полных переводов надписей, опубликованных в русскоязычной литературе: в трудах М.В. Крюкова, А.А. Серкиной, С. Кучеры, Д.Е. Куликова, Д. Кэйтли. Конечно, такое число не может считаться репрезентативным, но тем не менее, надписей каждого периода достаточно для того, чтобы отрабатывая методику, систематизировать темы их содержания, выявить основные классификационные группы и рассмотреть особенности их распределения по периодам .
Такая проверка была необходима перед переходом к составлению и анализу базы данных уже на основе публикаций массива оригинальных текстов. Мы исходили из того, что при увеличении числа записей более, чем в четыре раза, методика может быть признана эффективной, если результаты двух экспериментов в целом окажутся близки. Если нет и выявятся принципиальные изменения по основным показателям, то значит методика нуждается в доработке.

1. Выделение смысловых групп

Содержание иньских текстов очень разнообразно, ведь гадания, как принято считать, предшествовали почти всем действиям правителя. Вопросы гада¬телей касались широкого круга явлений, поэтому надписи дают информацию для изучения различных сторон жизни иньского общества, особенно связанных с персоной правителя.
При первом эксперименте содержание всех надписей базы было классифицировано по темам содержания. Из массива учтенных в базе надписей было выделено 8 категорий: 1) о контактах с другими народами; 2) о погоде; 3) о жертвоприношениях предкам и духам; 4) о сельскохозяйственных работах; 5) об охоте; 6) о благополучии; 7) о времени; 8) прочее. Критерием соответствия той или иной надписи определенной теме (категории) послужило ключевое слово в надписи, т.е. слово, на которое падает смысловое ударение.
Например, текст надписи «Ши тоже заболел» (I-31) по смыслу не соответствует ни одной из выделенных категорий, а текст надписи «ван в начинающейся седьмой луне вступит в Шан» (I-50) содержит сведения и о дате события, и топоним. Причем топоним в данном случае является ключевым словом, однако категория места не выделена, поэтому текст помещается в группу «прочее». Фрагменты надписей, например, «триста стрелков» (I-44), также не могут быть отнесены к какой-либо категории и мы их относили в группу прочее.
Эксперимент 1 (309)
Эксперимент 2 (1369)
1 О контактах с другими народами 16,3% О жертвоприношениях предкам и духам 40,0%
2 О погоде 14,8% О контактах с другими народами 15,0 %
3 О жертвоприношениях предкам и духам 13,1% О погоде 9,1%
4 О сельскохозяйственных работах 13,1% О благополучии 6,8%
5 Об охоте 8,8% О сельскохозяйственных работах 6,4%
6 О благополучии 5,6% Об охоте 4,8%
7 О времени 2,4% О времени 0,5%
8 прочее 29,1 % прочее 17,1%
Второй эксперимент подтвердил правильность выделения групп – все они сохранились, новых не прибавилось. Можно предположить, что именно эти темы являются наиболее массовыми в иньских надписях. Изменились только количественное соотношение, что в данном случае отражает специфику использованных источников публикаций – резкое преобладание числа работ на данную тему (4,5,6). Очевидно, что темы жертвоприношения предкам и духам, контакты с другими народами, о погоде является важнейшими. В целом принцип сохраняется. (о контактах с другими народами + о погоде + о жертвоприношениях предкам и духам = о жертвоприношениях предкам и духам + о контактах с другими народами + о погоде). В восьмую категорию (прочее) вошли все надписи, которые было сложно отнести к какой-либо группе по смысловому признаку. Сначала рассмотрим распределения смысловых групп по периодам, а затем каждую категорию в отдельности, делая упор на группу ритуальные действия.

2. Анализ распределения смысловых групп по периодам

Характеристика I периода

Анализ данных первого периода (правления …) свидетельствует о том, что Шан в это время очень тесно контактировало с другими народами. О погоде, ритуальных действиях, сельскохозяйственных работах гадали достаточно много. Это свидетельствует о том, что правитель занимался государственными делами. Что касается показателей по гаданиям об охоте, благополучии или беде и времени, то они достаточно низкие. Вполне возможно, что ван нечасто развлекался охотой и не гадал о беде и благополучии, потому что в государстве было все спокойно и в этом не было необходимости.

Характеристика II периода

Второй период отличается высокими показателями по гаданиям, относящимся к ритуальным действиям и охоте. Это может свидетельствовать о том, что правитель увлекался охотой, а для того, чтобы охота была удачной, совершались регулярные жертвоприношения. Погодой тоже интересовались, но, скорее всего, интерес этот был напрямую связан опять же с успешным исходом охоты. Все остальные аспекты, как то: события, происходящие за пределами Шан, счастья или беды, которые в будущем постигнут Шан, а также сельскохозяйственные работы – абсолютно не интересовали.

Характеристика III периода

Третий период отличается высокими показателями и по контактам с соседями, и по гаданиям о погоде и ритуальных действиях. Заметим, что опираясь на выдвинутую нами идею о том, что эти три группы являются самыми важными, мы можем утверждать, что в данный период у власти был действительно сильный правитель. Что касается низкого показателя по сельскохозяйственным работам, возможно в гаданиях просто не было необходимости, потому как сильные правители всегда прекрасно осведомлены обо всех делах. Они сами могут делать прогнозы, обходясь без гадания. Об охоте были получены средние показатели, можно предположить, что ван расслаблялся в меру.

Характеристика IV периода

Данный период отличается самыми высокими показателями по ритуальным действиям и относительно высокими показателями по контактам с другими народами, сельскохозяйственным работам и времени, зато все остальные показатели безнадежно низкие.

Характеристика V периода

В пятый период страдают практически все показатели за исключением контактов с другими народами, охоты и времени. Правитель не заботится ни о ритуальной практике, ни о сельскохозяйственных работах, ни о благополучии или беде Шан. Таким образом, можно сделать вывод, что контакты с другими народами интересовали Шан всегда, за исключением второго периода. Остальные показатели полностью зависели от личности правителя. В том числе можно отметить, что благополучие волновало Шан только в начале, с течением времени – совсем нет. А вот временем интересуются как раз только в четвертый и пятый периоды.

3. О ритуальных действиях

Надписи этой категории составляют 40,0% от общего числа надписей базы, из них к первому периоду относятся 6,0% надписей. Рассматриваемая категория позволяет составить представление о выражении культа предков посредством ритуала в данный период. Из надписей, учтенных в Базе, можно увидеть, что ритуал включал в себя:

I. возлияние

ю, юэ, фа предку (Большому Цзя 大甲, I; предку И Кабанов; матери Цзи; сыну Гую), предкам, Реке;

II. подношение

ю одному предку (Тан, Да-Дин, Цзу И, Сяо-И, отец Дин, Да-И) или многим предкам;

III. принесение жертв

В надписях упоминается три вида принесения жертв: принесение жертв кому-либо, принесение жертв кому-либо с определенной просьбой, принесение жертв перед гаданием.

1. принесение жертв кому-либо

а) нескольким коллатеральным (нижним) предкам: начиная с прародительницы Гэн (I), начиная с Большого И 大乙 вплоть до Большого Цзя 大甲 (III), начиная с Верхнего Цзя 上甲 (IV) и др. б) одному предку: Ван Хаю 王亥 (I), «среднему сыну баранов» 中子羊 (I), Жэню 壬 (II), Синю 辛 (II), Гэну 庚 (II), Тану 唐 (II) и др. в) племенам: Мастерам Гэн семьи Птицы-баран и др. г) реальным лицам: патриархам и др. д) небесным светилам: солнцу. Существовали ритуалы и обряды, с помощью которых осуществлялись жертвоприношения: 1. ритуалы: 1.1 суй, бинь, и, ю (при помощи обезглавливания), син, чжи, чжу, дневной и ночной жун, дин, ши, мао, расчленения йоу, се, ди 1.2. ритуалы для многих предков: мо, цай, сы, ху, цэ, юй (для избавления от несчастья, болезни, для Дождя); 1.3. ритуалы для одного и для многих предков: заклинания (дождя, урожая, племени, земли); молитва предкам: одному — У, Гэну (I), прародительнице Гэн (I), прародительнице Жэнь (I), Большому Цзя (I), матери Квадратная Чаша; многим — начиная с Верхнего Цзя (IV–2), начиная с Большого И вплоть до Цзу Дина 祖丁(VI); молитвенное обращение к Земле, Реке. При этом молящиеся просили за какого-либо человека: за жену Хао 好 (I), просили о рождении (I), об урожае (I), о дожде, о поддержке. Ритуал юэ проводился при помощи обезглавливания, ритуал цзи проводился для Дождя, а ритуал цзяо – для Грома. Считалось, что с помощью ритуалов можно усмирить Дождь, Ветер. Существовал ритуал открытия земледельческого года. 2. совершение обрядов плодородия, обряда гун-дянь, магических танцев. Существовали специальные действия, с помощью которых осуществлялись ритуалы и обряды: 1. зажарить что-либо (с молением о дожде, с просьбой о потомстве); 2. зарубить что-либо (Высокой горе плодов и др.); 3. сожжение чего-либо; 4. расщипление чего-либо; 5. закапывание в могилу кого-либо (рабынь, беременных рабынь), чего-либо (баранов и др.); 6. потопить в реке что-либо; 7. застрелить что-либо; 8. обезглавливание кого-либо; 9. пиршество 10. военный поход, вану возглавить какое-либо племя При этом в жертву (цзи, ди, ю, ляо, бинь) могли приноситься: 1. животные: три белых быка (I), черная (III) и желтая (III) коровы, бараны, молодые ягнята, свиньи, собаки, носороги, лошади, тигры, слоны, совы. 2. люди: присланные (Шэ и Ча цяны (IV)), люди из покоренных племен (Мастеров, Цзи, Мастеров Наконечников стрел объединения Мастеров Треножников, потомки Мастеров Наконечников стрел из семьи Птицы-баран); отряды трудовых рабов; пленные. 3. продукты: продукты собирательства, злаки, молодое и старое вино (III). Стоит отметить, что ван мог присутствовать, а мог и не присутствовать при жертвоприношениях (III); мог сам лично совершать жертвоприношение. Жертвоприношения также могли совершать союз племен, патриархи и др. Жертвы совершались с просьбой об урожае, о предотвращении беды, о благополучии, о прекращении снега, о прекращении ветра. Существовало годовое жертвоприношение покоренными (матери Синь Мастеров с семьей Домашних свиней и прародительницей драконов).

III. гадания и «сообщения»

Скорее всего, гадания и сообщения совершались с подношением или возлиянием предкам, была определенным обрядом, но данный момент отсутствует прямое на это указание. Поэтому данные действия я вынесла в отдельную группу. 1. гадание: «Фу задал вопрос…» (VI). Существовал специальный человек, который занимался гаданием. В надписях также упоминаются Прорицательницы по трещинам на посуде. 2. сообщение гао 告. Оно могло быть адресовано одному предку: Большому Цзя (I), Верхнему Цзя (I); нескольким предкам: Верхнему Цзя и Сянь 咸 (I), прародительнице Цзи 己 и прародительнице Гэн (I), Большим предкам (IV). В нем говорилось о каких-либо действиях вана: «ван последует за Я-хоу» 亞矦(IV). Примечательно, что Река выступает здесь уже как адресат сообщения: «сообщить Реке о племени Гун» (I). Рассмотрим места проведения ритуалов. Ритуальные действия совершаются в храмах, которые могут носить имена предков обоих полов: храм матери Синь (II), большой храм (III), малый храм (III), храм Среднего Дина 中丁(III), храм предка И (IV), храм Большого И (IV). Ритуальные действия также могли совершаться «перед десятью таблицами», в семьях, в союзе патриархов, объединении покоренных, группе жен, группе матерей, общинах союза семей племени (Силков), во дворце, на алтаре предков (Камней, Домашних свиней, семьи…, семьи вана и др.). Рассмотрим время проведения ритуалов. Ритуальные действия могли совершаться на закате и на рассвете, днем и ночью, в день поворота светил (солнца, луны), в день великой жрицы Реки.

О контактах с другими народами

Надписи этой категории составляют 15,0% от общего числа надписей базы. Из них на первый период приходится 21,0%. Очевидно, тема контактов с другими народами имела большое значение. Вполне возможно, что правители Шан, особенно в первый период (У-дин), вели активную внешнюю политику, укрепляя тем самым безопасность города Шан и свое в нем положение. В учтенных надписях упоминаются следующие географические названия: Ю (I), Чу 出 (I), Вэй 偉 (I), Цзянь 戔 (I), И 夷 (I), Сян 向, Гун 宫, Юй 盂 (V), Тан, Шу, Чжи; племена (фан 方) Ту 土 (I), Гун (I), Чжао, Цян, брачной группы, западное, прародителя Корзин, мастеров, нижних Сошников, Лошадей, Секир, центрального святилища предков, Би, Западных Собак, Инь, Плетенок, прародительницы Силков, Шакалов, Гуй, Цзя, Цюн, Жэнь, Юй, Ма, лягушек. Пока мы не имеем возможности судить об их географическом расположении. У каждого «племени» имеется своё войско (IV) (шанский ван нередко призывал людей из покоренных территорий, приказывал трехродовому союзу, пятиродовому союзу Секир, группе жен и группе матерей), посредством которого осуществляются строительство укреплений, нападения (I) (что касается Шан, если шел дождь, то ван не выступал; перед каждым походом проводилось гадание), вторжения на чужую территорию (I), изгнание чужаков со своей территории, преследования (I), наказание каких-либо «племен» (I), вполне возможно, за неуплату дани (I), нанесение поражения противнику (I), захват в плен пораженного противника (I) (пленных в больших количествах отправляли в столицу) или его умерщвление. Существовали также должности посла ши 使 и патриарха, которые могли также руководить военными действиями (I). Стоить отметить, что ван, проводя какие-либо военные действия стремился заручиться поддержкой как низов, так и верхов.

О погоде

Надписи этой категории составляют 9,1% от общего числа надписей базы, из них надписи первого периода составляют 26,4%. Можно предположить, что тема погоды также являлась одной из самых важных для гаданий. Ведь от нее зависел не только урожай будущего года, но и в виде знамений проявлялось мнение Неба (или Верховного божества Ди 帝?) о правлении самого вана: если его правлению сопутствовали благоприятные погодные явления, то это достойное правление, если стихийные бедствия — предвещающие беду знамения, то это неудовлетворительное правление. Внутренняя классификация первой группы такова: типовые и уникальные явления природы с точки зрения частоты встречаемости их упоминания в текстах надписей. К типовым явлениям относятся: дождь, засуха, ветер, наводнение, облака, солнце, гром; к уникальным: радуга, «потемнение» солнца (затмение), восходящее солнце, тучи, звезда. Надписи с упоминанием дождя являются самыми многочисленными, они составляют 68,8% от общего числа надписей данной группы. Это может означать, что дождь как явление природы был особенно важен для земледельцев-просоводов. Интересно рассмотреть, кто посылает те или иные явления природы на землю: явления природы, посланные Небом (период I, четыре записи) и явления природы, посланные Рекой (период I, три записи). Однако, в отличие от Неба, Река может причинять и вред (период I, две записи).

О благополучии и беде

Надписи этой категории составляют 6,8% от общего числа надписей базы, из надписи первого периода составляют 18,3%. Анализируя надписи рассматриваемой группы, можно предположить, что приносить беду могли: Небо (I), болезнь (I), сон с умершими (I); предок (I), Река (еще одна функция Реки), Верховное божество. Стоит отметить, что ван задает вопрос, будет ли он несчастен. Вполне возможно, что под понятием «несчастье» подразумевается: неурожай; поражение в сражении; стихийные бедствия или неблагоприятные предзнаменования. Все эти факторы могут отрицательно характеризовать правление царя. Гадания проводились, чтобы узнавать положение дел не только внутри Шан, но и будет ли несчастье в других племенах. Цели могли быть самыми различными: быть в курсе происходящих там событий, выбрать нужный момент для нападения и др. Во время нападений гадали еще и для того, чтобы спрогнозировать исход сражения и быть готовыми действовать. Что касается времени, то существовала возможность определять, случится ли несчастье как в течение ночи (VI), так и в течение декады (III).

О сельскохозяйственных работах

Надписи этой категории составляют 6,4% от общего числа надписей базы, из них надписи первого периода составляют 23,0%. Сельскохозяйственные работы представляли собой обрабатывание полей (IV) (с помощью мотыги), в том числе и удобрение; сбор урожая (I) (перед сбором проводилось гадание); покос травы. На данный момент известно, что ван и Великий патриарх приказывали многим людям Шан (группе жен брачного союза племен, людям чжун, общинам союза семей, а также трудовым отрядам рабов) обрабатывать поля на западных окраинах Шан (V), в Цзин 京 (IV). Сам ван тоже ходил «мотыжить». Вполне возможно, что там было опасно работать или нужно было осваивать новые территории для получения большего урожая. Также поля обрабатывали в Мин, Фу, Цзу, Гоу, Бэй, на территории братства мастеров Триподов, Западного Дан. Вообще весь массив обрабатываемых земель кроме территории Центрального Шан включал в себя территории Северного, Южного, Западного и Восточного племени. Упоминаются территории племени Юй, Тигра. Любопытно, что получали урожай как проса, так и риса (I). В дальнейшем это поможет сделать вывод о границах территории, занимаемой Шан в данный период. Урожай могли дать Небо и Река (еще одна их функция). Верховное божество, Река, Нао могли причинить вред урожаю. Чаще всего он страдал из-за саранчи. Собирало урожай поколение матерей. Покос травы совершался на территории рода Мушань (Матери-горы).

Об охоте

Надписи этой категории составляют 4,8% от общего числа надписей базы, из них надписи первого периода составляют 19,7%. В надписях встречаются упоминания об охоте на оленей (I), тигров (I), кабанов (I, две записи), баранов (I), быков (I), волков (I,V), свиней (I, IV), собак (III), лосей, лисиц, носорогов, птиц, вепрей. Лучшее место для охоты определялось посредством гадания: в местности Юй (II). Также упоминаются местности Вань, Ши, Май, Хуа, Цзян, Цзи, Шуай, Чэн и территории рода Мастеров, семьи Собак, Тигр-горы, племени высоких, племени Дракон. Призывали семейные общины (семейную общину Лошадей стрелять из лука, потомков отцов Метких стрелков), племена (Хуа, племя Собак расставляло силки) охотиться.

О времени

Надписи этой категории составляют 0,5% от общего числа надписей базы, из них надписи первого периода составляют 71,4%. Известно, что дата гадания записывалась с помощью циклических знаков, однако встречаются и порядковые числительные (I). Их толкование на данный момент не представляется возможным. В дальнейшем эти сюжеты будут разрабатываться.

Прочее

Надписи этой категории составляют 17,1% от общего числа надписей базы, из них надписи первого периода составляют 24,8%. В эту категорию включены фрагменты надписей или надписи, которые могут быть отнесены одновременно к двум категориям, а также надписи, содержание которых не соответствует ни одной из первых семи групп. Например, текст надписи «Ши тоже заболел» (I) не соответствует ни одной из выделенных категорий, а текст надписи «ван в начинающейся седьмой луне вступит в Шан» (I) содержит сведения и о дате события, и топоним. Причем топоним в данном случае является ключевым словом, однако категория места не выделена, поэтому текст помещается в группу «прочее». Фрагменты надписей, например, «триста стрелков» (I), также не могут быть отнесены к какой-либо категории. В Базе, исключая недатированные надписи, большую часть составляют надписи первого периода — 222 (16,2%) от общего числа надписей. Надписи второго периода составляют — 14 (1,02%), третьего — 22 (2,5%), четвертого — 19 (1,4%), пятого — 17 (1,2%). Надписи, которые сложно отнести к какому-либо периоду, как уже сказано, вынесены отдельно, они составляют 1063 (76,2%). Вполне вероятно, что надписи первого периода больше публиковались и тщательней изучались учеными, но, возможно, что они являются наиболее массовыми. Соответственно, они могут содержать больше всего информации на разные темы и их изучение может оказаться наиболее перспективным. Это наблюдение подтверждается тем, что именно для этого периода характерны целый ряд уникальных явлений в религиозной жизни и культовой практике Шан. Таким образом, мы убедились в том, на сколько разнообразную информацию содержат гадательные надписи об истории Шан-Инь указанного периода, т.е. содержание надписей не ограничивается ритуалом, а касается внешней политики Шан, явлений природы, сельскохозяйственного цикла и т.д. Мы увидели, как с помощью нашей методики можно четко систематизировать материал, что безусловно очень важно для детализации уже имеющихся сведений и составления более полной картины о периоде.

 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]