Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ИсторияКитая?/Ахтемова2006Курсовая ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Ахтемова Лилия, 2 курс. ИСАА (2006 г.)

«Тексты на бамбуковых и деревянных планках периодов Восточное Чжоу – Западная Хань (771 г. до н.э. – 8 г.н.э.): общая характеристика (опыт системного исследования)"

Оглавление документа

Введение

Предмет, цели и задачи исследования

Предметом данного исследования являются эпиграфические памятники, а именно надписи на бамбуковых планках (чжуцзянь 竹簡), деревянных табличках и некоторых других материалах (кроме бронзы) периодов от Восточное Чжоу до Западная Цзинь (VIII в. до н.э. – VIII в. н.э.). Наиболее детально рассмотрены надписи периодов Восточное Чжоу и Западная Хань. Известные надписи были найдены в результате археологических раскопок, они по своему содержанию очень разнообразны: от указов вана, административных документов до календарей, философских трактатов и описей сопроводительного инвентаря.


Большая часть надписей была обнаружена в погребениях, этим определяется специфика их содержания. Нас будут интересовать, прежде всего, тексты исторического содержания. Несмотря на то, что они содержат важную историческую информацию, но все еще редко становятся предметом специального изучения.


Цель данного исследования заключается в разработке подходов к системному изучения эпиграфических памятников периода Восточное Чжоу – Западная Хань (771 г. до н.э. – 8 г. н.э.) и извлечение исторической информации.


Для этого нами были поставлены следующие задачи:


1) Создать Базу Данных, в которой в систематизированном виде были включены многие из известных и опубликованных эпиграфических текстов.


2) Начать изучение историографии вопроса и выяснить, с каких позиций исследовались эпиграфические надписи ранее, какие при этом ставились задачи и как они решались. При этом было необходимо выяснить, исследовались ли надписи именно как исторический источник, если исследовались, то с каких точек зрения, и если не исследовались, то по каким причинам.


3) Изучить, что представляет собой этот тип источника, историю нахождения, дешифровки и датирования. Особое внимание обращать на время и место их нахождения, разработанные методы дешифровки, а также время, место и число публикаций данных эпиграфических надписей.


4) Наконец, для того, чтобы выявить содержащуюся в надписях историческую информацию, выработать методику ее извлечения.


После того, как будет выработана методика, мы сможем с ее помощью начать извлекать из источника различные исторические сведения, в нем заключенные.

Историография


Задачей данного раздела является рассмотрение научных работ по изучению эпиграфических текстов разных жанров, а также познакомиться с тем, как исследуются схожие с китайскими надписями на бамбуке и дереве эпиграфические тексты других традиций, например, новгородские грамоты на бересте. Одновременно необходимо понять, какие эпиграфические тексты исторического жанра уже изучались и как, а какие не изучались и по каким причинам.


Эпиграфические надписи исторического характера, в частности надписи на бамбуковых и деревянных планках периодов Восточное Чжоу – Западная Хань в российском и западном китаеведении исследованы сравнительно мало, гораздо больше публикаций на китайском языке. Но большая часть из них является публикациями, выполненными археологами. Среди статей на английском языке и китайском сложно выделить какие-то фундаментальные работы, которые включали бы информацию в целом об эпиграфике, рассматриваемого периода.


Сначала будут рассмотрены работы на английском языке, затем на русском языке, после на китайском языке.

На английском языке


В данном разделе будут рассмотрены в хронологическом порядке работы М. Лёве [Loewe, 1977], [Loewe, 1988], Энно Гиле [Giele E., 1999].


В работе М. Лёве (Michael Loewe) «Недавно найденные манускрипты в Китае. Предварительный анализ» («Manuscripts found recently in China. A preliminary survey») [Loewe, 1977] представлено описание эпиграфических текстов разных жанров. В начале статьи дана сводная таблица, содержащая информацию о материале, местонахождении, объеме планки и содержании. Все планки поделены на три основные группы: литературные тексты, научные тексты, административные документы. Также есть список планок, содержание которых неразборчиво, разное, не относящееся к трем основным группам. Внутри основных групп производиться деление на конкретные темы, описание которых дано в работе. Помимо описания основных тем, автор также рассматривает и описывает содержание планок конкретных погребений. Прослеживаются сравнения и сопоставление событий с историческими источниками, такими как переводы Чжан го цэ, Цзочжуань, переводы Ши цзи, Хуайнаньцзы. Содержится информация о публикациях.


Для нашего исследования, данная работа важна тем, что, во-первых, в ней дана информация о надписях, которых не было в базовой таблице, т.е. при помощи данной статьи мы пополнили базу данных, во-вторых, дано описание различных жанров эпиграфического текста, что тоже немаловажно для дальнейшего исследования.


Статья М. Лёве (Michael Loewe) «Сборник из погребения Шуй-ху. Предварительный анализ» («The Almanacs (jih-shu) from Shui-hu-ti: A preliminary Survey») [Loewe, 1988] об эпиграфических текстах, найденных в одном из погребений в конце 1975 года в местечке Шуй-ху 睡 虎, уезд Юньмэн 云梦 в провинции Хубэй. Надписи были найдены в погребении, где был захоронен в 217 г. до н.э. чиновник царства Цинь по имени Си (喜). В этом погребении было найдено всего 1,155 отдельных бамбуковых планок. Надписи на них включали записи исторических событий, юридические документы и гадательные тексты. Это первые найденные надписи эпохи Цинь.


Свою статью М.Лёве (M.Loewe) посвящает описанию гадательных текстов.


Гадательные тексты делятся на 2 группы: Жи шу цзя日书 甲 (дневник периода цзя) и Жи шу и 日书 乙 (дневник периода и).


В верхней части планки записаны 12 циклических знаков (земные ветви), далее в нижней части планки приводится текст гадания. Гадание делалось с целью выбора благоприятного времени (дня, суток дня, часа) для совершения различных действий: жертвоприношений, охоты, женитьбы, проведения сельскохозяйственных работ, путешествия и др.


Также автор статьи сравнивает тексты планок с данными письменных памятников, кроме этого, приводит примеры гадательных текстов из других погребений [Loewe, 1988].


Данная работа – это описание надписей из погребения Шуй-ху. Конкретных выводов и результатов работы не прослеживается, нет анализа по извлечению исторической информации. Примечательным является то, что автор сравнивает исследуемые надписи с надписями из других погребений одинаковых по жанру.


Чтобы провести параллель с нашей курсовой работой, мы сравнили надписи из погребения Шуй-ху с надписями из уезда Фуян.


Если сравнивать гадательные тексты из погребения Шуй-Ху с исследованными планками из уезда Фуян данной работы (с.22), то можно сделать следующие выводы:


Прежде всего, разный жанр: в данной статье – гадательные тексты, исследованные планки – списки правителей. По времени гадательные тексты относятся к 217 г. до н.э. (III в. до н.э.), списки правителей к 165 г. до н.э. (II в. до н.э.). Разница во времени небольшая, но с исторической точки зрения – огромная, поскольку надписи относятся к разным эпохам. Царство Цинь, в первом случае, и ранний период истории Западной Хань, во втором. Что касается длины планок, то длина гадательных текстов (23–27см) значительно превосходит длину планок со списками правителей (5–9,5 см). Это объясняется тем, что лучше сохранились гадательные тексты. И из анализа гадательных текстов, и из анализа списков правителей можно извлечь важную историческую информацию. Но в данной статье М.Лёве не приводится извлечение исторической информации, как отмечалось выше, дано лишь описание гадательных текстов.


В статье Энно Гиле (Enno Giele) «Ранние китайские эпиграфические надписи» («Early Chinese Manuscripts») дается общее описание эпиграфических текстов (надписи на костях периода Шан, надписи на бронзовой утвари периода Восточное Чжоу, надписи на бамбуке, дереве, шелке). Данная работа представляет значимость для нашего исследования с точки зрения пополнения базовой таблицы, и непосредственно ознакомления с описательной частью работы [Giele E., 1999].

На русском языке


В российском китаеведении сравнительно мало работ по эпиграфике периодов Восточное Чжоу – Западная Хань. Специальных работ по надписям на бамбуковых планках, деревянных дощечках нам не известно. В данном разделе будут рассмотрены работы М.В. Крюкова, Г.Я. Смолина, К.В. Васильева, в которых даны некоторые сведения об эпиграфике исследуемого периода. [Крюков, 1984], [Смолин, 1987], [Васильев, 1998].


М.В.Крюков в учебном пособии «Источниковедение истории Древнего Востока» под ред. В.И. Кузищина описывает эпиграфические памятники Китая в целом в период древности. Что касается надписей на бамбуке и дереве, то есть сведение о находках надписей, а также дается небольшое описание различных жанров надписей. Упоминаются в работе такие источники, как Чжан го цэ, Цзочжуань, Чжу шу Цзи нянь. Данная работа расширила наши знания по эпиграфике древности Китая [Крюков, 1984].


Работа Я.Г. Смолина «Источниковедение древней истории Китая» даются сведения об эпиграфических, письменных источниках древней истории Китая. Я.Г. Смолин описывает эпиграфические памятники всей древности Китая. Что касается надписей на бамбуке и дереве, то есть сведения о некоторых находках, а также информация о существовании различного содержания надписей. В целом, даются общие базовые представления. Выделить что-то особенное, характерное данной работе, сложно [Смолин, 1987].


Монография К.В. Васильева «Истоки Китайской цивилизации» посвящена специальному исследованию процесса исторического развития Китая в древности. Для нашего исследования значимость труда в том, что Васильев К.В. дает сведения о некоторых находках надписей на бамбуке, относящихся к VII-III вв. до н.э. Также довольно часто упоминается исторические сочинения, написанные на планках, такие как Цзочжуань, Чжан го цэ, к тому же автор сравнивает содержание данных исторических сочинений с содержанием других, таких как Го Юй, Чуньцю. Полученные сведения, безусловно, расширили наши знания [Васильев, 1998].


Далее рассмотрим новгородские грамоты на бересте, познакомимся с опытом российских ученых по анализу близкого по жанрам эпиграфическому материалу.


Нами были выбраны для сопоставления берестяные грамоты, так как, во – первых, они также являются эпиграфическим источником, но только для русской истории, во – вторых, для сравнения исследуемых надписей на бамбуке с берестяными грамотами и выявления общих черт и различий, а также особенностей, присущих надписям на бамбуке и берестяным грамотам.


Опубликованные В.Л. Яниным, А.А Зализняком, А.А. Гиппиусом в книге «Новгородские грамоты на бересте» [Янин, Зализняк, Гиппиус, 2000] новгородские берестяные грамоты происходят из четырех комплексов: найденные на Федоровском раскопе, на усадьбе Р Троицкого раскопа, на усадьбе С Троицкого раскопа и на усадьбе Е Троицкого раскопа. Больше всего найдено на усадьбе Е Троицкого раскопа. По времени данные надписи относятся к второй-четвертой четверти XII в.


Большая часть работы посвящена непосредственно грамотам и их описанию, но также в работе рассматриваются и берестяные иконы. Каждая грамота числится под своим порядковым номером, дано ее местонахождение, на какой глубине найдена (минимальная глубина – 1,37 м, максимальная – 3,2 м). От глубины зависит то, в каком пласте была найдена та или иная грамота (самый глубокий – 16, самый высокий – уровень 8 пласта, больше всего найдено на уровне 9, 10, 11 пластов).


Грамота могла представлять собой часть письма, целое письмо, целый документ, крохотный фрагмент и др. Определен почерк надписей, где это было возможно. Дается длина и ширина каждой грамоты (максимальная длина грамоты достигает 53,5 см, ширина не превышает 7–8 см, минимальная длина 2 см, ширина – 0,7 см).


Текст написан на старорусском языке. Имеются такие грамоты, которые разбиты на несколько кусочков, для каждого кусочка определена длина и ширина. Далее указывается стратиграфическая дата, вековая четверть. Затем идет расшифровка текста самой грамоты. Определяется вид документа, главные действующие лица, характерные особенности содержания.


Если сравнивать с бамбуковыми планками, то следует сразу подчеркнуть лучшую сохранность берестяных грамот, вероятнее всего, потому что исследуемые надписи на бамбуке относятся к более раннему периоду, нежели берестяные грамоты (XII в.). Также стоит сказать о том, что бамбуковые планки найдены в основном в погребениях, в то время как берестяные грамоты найдены в развалинах жилых комплексов и т.п. Длина и ширина многих берестяных грамот значительно превосходит длину и ширину бамбуковых планок, вследствие различного материала носителя. Следует также отметить, что освещенных тем в бамбуковых планках больше, чем в грамотах, скорее всего, опять зависит от времени и места. В грамотах можно вычерпать больше информации, но она будет носить, скорее бытовой характер. Сходным моментом является то, что грамоты написаны на старорусском языке, так и надписи, на бамбуковой планке записаны не современными иероглифами.


Можно отметить и то, что массив берестяных грамот исследован в русской науке лучше, чем бамбуковые и деревянные планки.

На китайском языке


Нами были просмотрены некоторые номера журналов Вэнь У, Каогу сюе бао, Вэнь У цанькао цзыляо. Публикации из данных журналов, которые находятся в нашем распоряжении, относятся к периодам Восточное Чжоу и Западная Хань. В данных работах есть непосредственно публикации текстов на бамбуковых планках, в отдельных случаях описание содержания данных текстов. Эти публикации, безусловно, требуют дальнейшего изучения. Тем самым мы сможем расширить наши знания по данной теме.

Краткая характеристика источника: основные жанры эпиграфических надписей


Впервые записи на бамбуке периода Чжаньго были найдены еще в конце древности.


Согласно преданию, многие из классических произведений, записанных древними иероглифами на бамбуке были найдены еще в 168 г. до н.э. в стене дома Конфуция в г. Цюйфу (пров. Шаньдун) [Васильев, 1998, с.22].


Бамбуковые планки также были найдены в конце 3 в. н.э. в могиле вэйского правителя Сян-вана (умер в 296 г. до н.э.) в уезде Цзисянь (пров. Хэнань). Они были собраны в императорской библиотеке, переписаны с оригинальных иероглифов эпохи Чжаньго на канцелярские иероглифы, но позднее были утрачены за исключением сохранившихся в цитатах «Бамбуковых анналов» и «Путешествия сына Неба Му».


Много находок было сделано в период Сун (960–1279), но все они были утрачены. Первые находки, сделанные 19 в. были обнаружены на северо-западе Китая [Деопик Д.В., Ульянов М.Ю, 2001,ч.3, с.2].


Большая часть текстов была обнаружена во второй половине ХХ в. Самые ранние документы и надписи на бамбуковых планках и шелке были найдены в погребениях на территории царства Чу (ср. течение Янцзы). Они относятся к периодам Чжаньго и Западной Хань и включают в себя некоторые классические произведения и короткие записи. Среди них были календари, математические, астрономические и гадательные тексты, карты, законы и правила, письма. Во многих погребениях были найдены описи содержимого могилы.


Чуские бамбуковые планки и некоторые документы эпохи Цинь, Западной Хань были сохранены благодаря особенности почв. Ханьские документы, написанные в основном на дереве, были спасены сухим климатом. Также были находки из таких царств, как У, Вэй и Цзинь [Деопик Д.В., Ульянов М.Ю, 2001,ч.3, с.3].


Много изданий, содержащих фотографии и их записи современными иероглифами. Кроме того, постоянно делаются новые открытия. Найденные планки часто нуждаются в реставрации, сортировке, анализе и транскрипции.


Несмотря на интенсивное изучение различных надписей, все еще большое количество знаков не идентифицировано до сегодняшнего дня, и требует дальнейшего исследования.


Среди текстов, найденных в археологических раскопках, написанных на бамбуке, дереве и шелке можно выделить несколько жанров :


1. исторические сочинения – фрагменты из Чжан го цэ, Цзочжуань. К этой же группе относятся тексты, обнаруженные еще в раннем средневековье и с тех пор существовавшие в письменной традиции, изменяясь по ее законам, например, Чжу Шу цзи нянь («Бамбуковые анналы» и « И Чжоу шу») [Деопик Д.В., Ульянов М. Ю., 2001, ч.3, с.1]


2 списки правителей – важнейший жанр источника, подробно описан во второй главе.


3. философские сочинения – например: фрагменты из сочинения Лао-цзы – Дао дэ цзин (№7 Средний-поздний период Чжаньго, царство Чу, пр. Хубэй, Цзянмэн; № 64 – 168 г. до н.э., ранний период Западной Хань, пр. Хунань, Чанша). Фрагменты конфуцианских текстов, к сожаленью, неизвестно каких (№ 67 –165 г. до н.э., пр. Аньхой, Фуян).


4. литературные сочинения – более чем 80 литературных фрагментов (неизвестно каких) (№ 34- Поздний период Чжаньго, Царство Чу, пр. Хубэй).


5. экономические документы – описи частного имущества, описи имущества в погребениях (№25 – Чжаньго Царство Чу, пр. Хубэй, Хуанчжоу, Лаохэкоу, пр. Хунань, Чанша, №54 – 173 г. до н.э. Ранний период Западной Хань, пр. Хубэй, Цзянлин; № 79–5г. н.э. поздний период Западной Хань, пр. Цзянсу, Ичжэн)


6. юридические документы – тексты законов царства Цинь (№ 42- 207год до н.э.: Поздний период Цинь, Хубэй, Юньмэн; №41- 18 Циньских уставов; вопросы и ответы о Циньском праве, Поздний период Чжаньго – Ранний период царства Цинь, Хубэй, Юньмэн), Хань (№55- цитаты из Ханьского свода законов, Ранний период Западной Хань, пр. Хубэй, Цзянлин; №59- 15 статей Ханьского свода законов- 173г. до н.э. Западная Хань, пр. Хубэй, Цзянлин; №86- поздний период Западной Хань, Судебные законы, пр. Цзянсу, Ляньюньган), сведения о государственных налогах (№50- 153 год до н.э.: Ранний период Западной Хань, пр. Хубэй, Цзянлин) распоряжение правителей (№114 – 74 г. до н.э.: Императорские указы и письма, Западная Хань, пр. Ганьсу), доклады сановников.


Таким образом, краткое описание надписей на бамбуке и дереве показало, что основные находки относятся к XX в., и что существует большое разнообразие жанров эпиграфических надписей.

Использованные методы


В начале работы с надписями стало ясно, что при исследовании необходимо учитывать их важнейшую особенность — краткость сообщений и их фрагментарный характер. Поэтому было решено анализировать массив источников систематически и разработать наиболее эффективный с точки зрения собирания и систематизации материала способ их анализа. Сначала – описать репрезентативную часть массива, затем начать анализ исторических памятников.

Характеристика системного метода


Системное исследование предполагает использование структурного и количественного анализа. В основе этих методов лежит выявление простейших составляющих элементов информации, их классификация, анализ отношений между ними и эволюция этих отношений во времени. А также большое значение имеет анализ количественных характеристик (массовость, подробность и т.п.) этих простейших элементов информации. Благодаря применению количественных методов, исследование становится более детальным. Преимущество этих методов заключается в возможности строгого сопоставительного анализа всего текста, при котором исследуются особенности, как его форм, так и содержания. Они позволяют провести анализ всей совокупности данных, которые предоставляет источник [Ульянов, 1996, с. 14].


Первым этапом работы было составление на основе материала, опубликованного в сети Интернет немецким ученым Энно Гиле, Базы данных (Адрес: http://www.lib.uchicago.edu/earlychina/res/databases/decm/mss.html). Данный материал, собранный до 2000 г., дает информацию о времени, к которому относится надпись, о местонахождении, материале, содержании надписи и др. Наша задача состояла в том, чтобы разработать наиболее оптимальную форму его систематизации. Об этом подробнее будет рассказано ниже. Весь материал был распределен по хронологическому принципу. Следует сразу отметить, что есть надписи, не имеющие датировки, неизвестно их содержание, местонахождение и некоторые другие критерии.

Описание базовой таблицы


Данная таблица состоит из 12 колонок:


1) Номер источника – порядковый номер того или иного погребения, содержащего надпись. Всего в нашем распоряжении 144 надписей, которые будут исследоваться.


2) Период – к какому периоду принадлежит помещенный в таблицу текст. На основе базы данных прослеживаются следующие периоды: Восточное Чжоу (770–221), Цинь (221–206), Западная Хань (206–8), Синь (8–25), Восточная Хань (25–220), Троецарствие (220–280), Западная Цзинь (265–316), Восточная Цзинь (317–420).


3) Местонахождение – указывается провинция, уезд в провинции; если это другая страна, то страна.


4) Материал носителя – речь идет не только о бамбуковых планках, но и надписях на дереве, шелке, бумаге, тростнике, свинце, нефрите и кости.


5) Содержание источника – вид информации, которая содержится в надписи.


6) Дата обнаружения и сообщения об этом – в каком году, месяце (иногда указано число) найдена надпись и где было опубликовано краткое сообщение об этом. Все открытия относятся к 20 в.


7) Публикация оригинала – указание подробной публикации (газеты, журналы, адреса сайтов).


8) Число отдельных сохранившихся фрагментов носителя – указывается в том случае, если эти сведения содержатся в публикации.


9) Размер – сведения о длине, ширине и толщине.


10) Шрифт – стиль записи иероглифов, характерный для того или иного периода.


11) Число иероглифических знаков – объем текста определенной надписи.


12) Замечание – всевозможные замечания по данной надписи.


Когда техническая работа была завершена, мы обнаружили, что собранный материал отнюдь не однороден, как это могло показаться на первый взгляд. Вследствие этого мы провели классификацию надписей по различным критериям: периоду, местонахождению, материалу носителя и по содержанию. Следующим этапом стал систематический исторический анализ эпиграфических текстов на бамбуковых планках. На данном этапе мы использовали ряд методик точного анализа эпиграфических памятников, разработанных д.и.н. Д.В. Деопиком и его учениками (А.М. Карапетьянц, С.В. Волков, С.В. Кулланда, А.Л. Федорин, В.И. Антощенко, М.Ю. Ульянов, А.И. Таркина и др.).


В предложенном материале собраны не все эпиграфические надписи и необходимо дальнейшее пополнение таблицы. Но, несмотря на это, данную таблицу можно считать репрезентативной, т.е. отражающей более или менее общий массив. Всего 144 названия.

Структура работы


Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Введение включает, во-первых, постановку вопроса исследования. Во-вторых, описание и обоснование применяемой методики. В-третьих, включает историографию вопроса: анализ работ по данной теме на английском языке, источниковедческие труды на русском языке, а также краткий обзор работ на китайском языке. В-четвертых, во введении дается краткая характеристика источника.


В 1-й главе дано общее описание эпиграфического массива Восточной Азии, в частности, Китая в периоды Восточное Чжоу и Восточная Цзинь (VIII в. до н.э. – VIII в. н.э.) на основе базы данных. Наиболее детально рассмотрены периоды Восточное Чжоу и Западная Хань. По местоположению – бассейн Хуанхэ и Янцзы. Полученные данные значительно увеличили наши представления об эпиграфике данного периода и местности.


Во 2-й главе Анализ конкретных текстов, в частности, анализ списка правителей периода Восточное Чжоу (проблема списков правителей как источник по хронологии Восточного Чжоу), на основе английских и китайских публикаций. Все имеющиеся планки распределены по группам и дано их описание. Также производится сопоставление годов правления с Ши цзи и с «Бамбуковыми анналами».


В заключение обобщена историческая информация, выявленная нами, а также приведены некоторые выводы, к которым мы пришли в процессе работы.


Глава 1. Общее описание эпиграфического массива Восточной Азии (VIII в. до н.э. – VIII в. н.э.) (на основе базы данных)


В данной главе будет представлено общее описание эпиграфического массива Китая, выполненное на основе аналитических таблиц, которые помещены в приложении. Представлена детализация по периодам, местонахождению и содержанию. Глава включает:


1) Анализ текстов по эпохам и периодам (внутри периодов Восточное Чжоу – Западная Хань);


2) Анализ по местонахождению;


3) Анализ материала носителя;


4) Анализ по содержанию.

1) Анализ по эпохам и периодам


Результаты анализа распределения эпиграфических текстов, включенных в Базу данных, приведены в Таблице № 1 «Распределение надписей по периодам». Сначала все тексты были распределены по эпохам, затем, где было возможно (Западная Хань), мы уточнили принадлежность к отдельным правителям. Ряд надписей датируется сравнительно точно и может быть отнесен к тому или иному периоду, но есть такие, которые датируются приблизительно, по двум периодам. В таблице это учтено.


Из таблицы № 1 видно, что большинство надписей относится к периодам Западная Хань (36,2%), Восточное Чжоу (23,4%). Часть документов датируется неопределенно эпохой Хань (10,7%), также часть относится к периоду Восточная Хань (7,3%). Значительное различие между более ранними периодами и последующими, возможно объясняется не только находками, но и тем, что в конце древности появлялись другие виды носителей (бумага). Еще важно заметить то, что тот материал, который лежит в основе данного исследования, опубликован до 2000г.


Поскольку основные эпиграфические находки относятся к периодам Западная Хань и Восточное Чжоу, то рассмотрим их более детально по этим периодам.

Детализация по периодам


Восточное Чжоу разделяется на два периода: Чуньцю (770- 476) и Чжаньго (476- 256). К самому периоду Чуньцю относится небольшое количество, всего 1,3% от всех найденных в эту эпоху. Найденные эпиграфические тексты периода Чуньцю в основном были созданы в царстве Цзинь (636 – 386) (№ 1, № 2 – 5 в. до н.э., внешнеполитические договоры, пр. Шаньси, Хоума, пр. Хэнань, Вэнсянь). Найденные надписи периода Чжаньго, в основном, были созданы в царстве Чу, составляют 22,5%.


Значительный массив относится к т.н. среднему периоду Чжаньго, примерно с 400 – 280 гг. до н.э. (12,5%) (записи о войнах между царствами (№ 26), описи погребальных обрядов, административные и судебные записи (№8), метеорологические тексты (№18), записи правителя (№8), гадание и жертвоприношение (№ 12)). Данный период детально представлен в таблице № 2.


Эпоха Западная Хань


К этой эпохе относится наибольшее число надписей. Попробуем установить временные рамки внутри данной эпохи. Общее число надписей этой эпохи составляет 36,2% от имеющегося в нашем распоряжении массива.


Рассмотрим таблицу № 3 «Надписи периода Западная Хань». Данная таблица показывает, что большое число надписей относится к раннему (206–140 гг. до н.э.) (17,4%), и к позднему периоду (12 %) эпохи Хань, очевидно, это связано с возникновением империи Западная Хань, постановлением новых указов, принципов и др., соответственно, на позднем этапе – с ее падением. К раннему периоду относятся надписи со следующим содержанием: фрагменты сообщений о ване (164 г. до н.э., (№ 49)), описи погребальных обрядов, фрагменты Ханьских законов (№ 55, 59), записи о государственных налогах (№ 153), исторические события империи Цинь и Западной Хань (162 г. до н.э. (№ 65)), официальные письма (№ 173), фрагменты из Лао-Цзы (168 г. до н.э. (№ 64)), фрагменты Конфуцианских текстов (165 г. до н.э. (№67)), календари (№ 57), гадательные тексты (№64), метеорологические тексты (№65а), медицинские и магические предписания (№ 64), карты. К позднему периоду – законы (№ 86), административные документы и указы (№ 115), описи погребальных обрядов, военные правила (№ 96), записи о денежном дарении (5 г. н.э. (№ 79)), календари .


Рассмотрим таблицы № 4 «Распределение надписей по правлениям императоров периода Западная Хань» и № 5 «Детализация по правлениям императоров в эпоху Западная Хань», из которых можно узнать о надписях, относящихся к периоду правления того или иного императора Западной Хань.


Исходя из данных таблицы № 4, можно увидеть, что самое большое число надписей относится к периоду правления Вэнь-ди с 179–140 гг. до н.э. (48,8%). Если рассматривать событийную историю данного периода, то это время сложной экономической ситуации в стране. Вэнь-ди создал мощную экономическую базу, на основе которой У-ди в свое правление предпринял ряд преобразования, которые привели к созданию мощной империи .


Почему именно надписи этого периода сохранились в большей степени, мы сможем узнать при дальнейшем, более тщательном исследовании. Немаловажен и тот факт, что значительное число надписей относится к периоду с 200–140 гг. до н.э. (21,9%), и также со 104 г. до н.э. – 8 г.н.э. (32,8%). Большое число надписей в период с104 г. до н.э. – 8г. н.э., скорее всего, связано с ваном У-ди, при котором завершилось формирование империи.


Если рассматривать в масштабах всей эпохи Западной Хань, то, конечно же, основной массив приходиться на ранний период.

2) Анализ по местонахождению


Место – важный критерий исследования надписей. В базе данных содержатся надписи, обнаруженные на территории 15 провинций КНР, а также в районе города Пекин (Западная Хань) и на территории КНДР (Западная Хань). Рассмотрим материал таблицы № 6 «Распределение найденных надписей по современным макрорегионам» и таблицы № 7 «Географическое распределение найденных надписей».


Большее число эпиграфических текстов найдено в Центрально-Южном макрорегионе (47,6%), в особенности в провинциях Хубэй (31,9%) и Хунань (12, 2%) – это территория восточночжоуского царства Чу, северная часть Хубэя – сфера геополитического интереса и влияния царства Цинь.


В Северо-Западном макрорегионе (26,5%), в провинциях Ганьсу (17%), Синьцзян(8,8%). В Восточном макрорегионе (14,9%), в провинции Цзянсу (8,1%).


Детализация по местонахождению


В Таблица № 8 «Детализация по местонахождению в провинции»


будет дано название местности в провинции и % соотношение от найденных надписей в провинции, и от всего массива.


Данная таблица показывает нам, где именно в провинции были найдены эпиграфические тексты.


Почему именно то или иное место, подробнее об этом, возможно, мы получим сведения позже, при дальнейшем исследовании.


Проводя детализация по периоду и месту, мы получили следующие результаты:


Таблица №9 «Сопоставительная таблица по времени и месту»


Данная таблица показывает, что в период Западной Хань наибольшее количество надписей найдено в провинции Хубэй – 35,1% (19). Период Восточное Чжоу – Хубэй – 61,7%(21).


Восточная Хань – Ганьсу – 45,4%(5). Хань – Ганьсу – 62,5% (10). Чжаньго – Цинь – Хубэй 57,1% (4). Троецарствие – Хубэй – 40%(2).Западная Хань – Синь – Ганьсу – 40% (2). Цзинь – Синьцзян – 50% (2). Троецарствие – Западная Цзинь – Синьцзян – все находки (3). Западная Цзинь – Синьцзян – все находки (3).Цинь – Хубэй – все находки (1). Чжаньго – Западная Хань – Хунань – все находки(1).Синь – Цзянсу – все находки (1).Восточная Хань – Хунань – все находки (1).


Малое число надписей в более поздних периодах объясняется тем, что, возможно, многие последние находки не попали в материал, на основании которого была составлена работа. Таким образом, можно сказать, что в основном, те находки, которые относятся к более раннему периоду, найдены в большей степени в провинции Хубэй. По позднему периоду лидируют провинции Ганьсу и Синьцзян.

3) Анализ материала носителя


В данной части исследуется материал носителя, то есть на чем производились различные записи.


Необходимо заметить, что одно и то же погребение могло содержать несколько записей на разном материале.


Таблица № 10 «Распределение надписей по материалу носителя»


На основании данной таблицы, можно предположить, что основным материалом для письма служили дерево (53 %) и бамбук(30,7%). Но также интересно и то, что кроме этого представлены и другие виды, впечатляет их разнообразие (бумага, шелк, камень, кость, тростник, гипс, свинец, жадеит, материал).


Таблица № 11 «Сопоставительная таблица периода и материала»


На основании данной таблицы можно увидеть, какой материал был превалирующим в каждую из рассматриваемых эпох.


В эпоху Восточного Чжоу основным материалом служил бамбук (68,5%), а в эпоху Западной Хань – дерево (54,7%). В последующие эпохи основным материалом тоже было дерево. Это связано, очевидно, с перемещением центра из юга на север. В эпоху Восточное Чжоу, можно выделить, сильное царство Чу, располагавшееся на юге, после становления империи Западная Хань, центр переместился на север, точнее в Чанань (современный Сиань). На юге основным материал был бамбук, на севере носителем было дерево.

4) Анализ по содержанию надписей


Основным, безусловно, является содержание надписей.


Содержательная сторона источников очень богата. Это могла быть просто запись о природных явлениях, так и запись о внешнеполитических договорах, тексты философского и литературного содержания. Среди них могли быть такие документы, как указы, эдикты, административные документы, судебные записи, записи о ване. Также письма как личного, так и официального характера.


В одном погребение встречалось несколько записей, которые чаще всего не имели между собой какой-то смысловой связь.


В данном разделе будет представлен анализ надписей по содержанию. Деление происходит по макрогруппам и по внутреннему делению на темы.


Всего взято 137 надписей периодов Восточного Чжоу – Восточная Цзинь. Все надписи поделены на 5 макрогрупп:


1) Тексты исторического содержания,


2) Мантика и календарь,


3) Верования и обряды,


4) Наука и культура,


5) Прочее.


Внутри макрогрупп также происходит разделение на темы, дается количество и процентное соотношение источников.


Таблица №12 «Распределение надписей по содержанию»


В «Собственно историческом источнике» большое число планок приходится на документы (32,1%), то есть на внутреннюю политику, и на перепись (12,4%). Это всевозможные письма и сообщения. Во второй макрогруппе большое число записей связаны с гаданием (12,4%). В макрогруппе «Верования и обряды» самое большое число источников приходится на опись погребальных обрядов (34,3%).


Если рассматривать весь массив, то необходимо отметить, что записи погребальных обрядов – это самые часто встречающиеся записи из всего массива (34,3%, 47). На основе этих описей, в зависимости от количества погребенных вещей, можно узнать, кто был захоронен и что именно было положено в погребение.


Записи, связанные с духовным миром составляют 11,6%. Это тексты клятв, жертвоприношений; свидетельствует о существование представлений о потустороннем мире, и развитие первобытных форм религий, в частности, развития культа предков и своеобразная забота и поклонение им, приношение жертв различным духам. (№ 77 – 71г. до н.э. Западная Хань, список божеств; № 88- 10г. до н.э., Западная Хань, гадательные предсказания; № 80 – поздний период Западной Хань – Синь, запись о сумме денег на ритуальные пожертвования и др.)


В макрогруппе «Наука и культура» 7,2% приходится на медицину (медицинские предписания) и на художественные произведения, 6,5% – философские тексты (Лао-Цзы, Конфуций). Эти факты дает основание о значительном развитие в то время науки и культуры.


Большая группа «Прочее» (26,2%). Основные темы в этой группе: цитаты, дарение, шкала, астрономические предписания, карты, блюда, рецепты, диетические предписания, дневник, карточки, таблицы. Данные темы не разделены на отдельные группы, так как количество записей с таким характером невелик. Сюда же отнесены надписи, содержание которых неразборчиво и непонятно. С пополнением базовой таблицы данная группа будет уменьшаться, и возможно, будут образовываться новые группы.

Детализация по содержанию внутри макрогрупп


В данной части работы будет представлен анализ таблиц по макрогруппам и внутренней разбивки внутри макрогруппы. Следует отметить еще раз тот факт, что одно погребение могло содержать несколько различный записей. Всего при анализе содержания надписей взято 137 надписей из 149, так как известно содержание именно этих надписей.


Тексты исторического содержания


Таблица №13 «Детализация надписей в первой макрогруппе»


Данная Макрогруппа делится на следующие темы: документы, переписка, записи военного характера, конкретные события, внешняя политика.


Нам известно, что общий процент данной макрогруппы от общего массива составляет 52,5%, то есть половина всех надписей относится к данной макрогруппе. Здесь же большое количество принадлежит группе – документы (61, 1%). А внутри группы – Административным документам (56,9%). Это говорит о том, что больше всего было записано разнообразных указов, декретов, своды законов (Ханьские своды законы, Циньские уставы). Можно сделать вывод, что хорошо фиксировалась политическая жизнь государства. Скорее всего, именно на разработку данного жанра источника будет направлена последующая исследовательская работа, извлечения из источника исторической информации. Переписка – не намного превышают частные письма (13,8 %). Записи военного характера составляют 8,3%, относятся различные военные предписания, военные донесения (№ 116 – Западная Хань – Синь), военные правила для офицеров (№ 96 – поздний период Западной Хань), записи о вооружениях (№ 6 –ранний период Чжаньго). К конкретным событиям относятся всего 3 надписи, составляют 4,1%.(В базе данных – историческое событие (№ 65а – 162 г. до н.э. ранний период Западной Хань, № 26 – средний период Чжаньго, царство Чу)). Всего 2 записи о внешнеполитических договорах, составляют 2,7 %, относятся к эпохи Восточное Чжоу, Чуньцю (5 в. до н.э.)


Мантика и календарь


Таблица №14 «Детализация надписей во второй макрогруппе»


Данная таблица позволяет увидеть, что мы получили следующие сведения: общий процент данной макрогруппы составляет 28,4% от общего массива. В самой же макрогруппе большое количество относится к группе – гадания (43,5% в группе, 12,4% от общего массива). К данной группе относятся записи гадания (№ 2 – Чуньцю, № 11 – 340г. до н.э. средний период Чжаньго, царство Чу).


К группе «Календарь» относится 30,7 %. Календарь какого-либо года (№ 43 – Цинь, календари 213, 211, 210 гг. до н.э.). К третьей группе относится 25,6 % надписей группы. Чаще всего встречаются метеорологические прогнозы (№ 41 – поздний период Чжаньго – Цинь, 2 метеорологических предсказаний).


Верования и обряды


Таблица №15 «Детализация надписей в третьей макрогруппе»


Таблица № 15 показывает, на какие темы делится Макрогруппа «Верования и обряды» (45,9% от общего массива). Следует заметить, что к данной группе относится больше половины записей. Лидирующее положение в данной макрогруппе занимает группа – опись погребальных обрядов (74,6% в макрогруппе, 34,3% от общего массива). Это опять доказывает нам тот факт, который был отмечен выше: о существовании и развитие представлений того общества о загробном мире. Жертвоприношения составляют – 17,4 %. (№ 2 –Чуньцю; № 11 – 340г. до н.э., средний период Чжаньго). Группа « Магия» составляет 4,7%, относятся всевозможные магические предписания (№ 47 – Цинь). Тексты клятв составляют всего 2 надписи, 3,1% (№ 1,2 – Чуньцю).


Наука и культура


Таблица №16 «Детализация надписей в четвертой макрогруппе»


Детализация макрогруппы «Наука и культура», то есть мы видим, что вся Макрогруппа от общего массива составляет 21,1%. Группы « Медицина»(№ 64 – 162 г. до н.э. ранний период Западной Хань) и « Художественные произведения» (№34 – поздний период Чжаньго, царство Чу, более 80 литературных фрагментов) составляют 34,4%. К «Философским текстам» относится 31% надписей (№ 5 – ранний период Чжаньго; № 7 – средний, поздний периоды Чжаньго, царство Чу, три фрагмента Лао-Цзы)


Такова жанровая классификация надписей. Выявлено, что почти половина надписей принадлежит к первой макрогруппе (52,5%), а большое число надписей принадлежит к группе – документы (56,9% в макрогруппе, 29,9% от общего массива). Вторая половина надписей относится к макрогруппе – верования и обряды 45,9%. Здесь же особое место занимает группа – опись погребальных обрядов (74,6% в макрогруппе, 34,3% от общего массива).


Таким образом, закончив общее описание эпиграфического массива Восточной Азии в периоды Восточное Чжоу – Западная Цзинь, можно сделать следующие выводы: больше всего надписей приходится на период Западная Хань – 36,2%, далее Восточное Чжоу – 23,4%, по местонахождению – большое число надписей найдено в провинциях Хубэй (31, 9%), Ганьсу (17%), Хунань (12,2%), Синьцзян (8,8%), Цзянсу (8,1%). Стало известно, что основным материалом для письма служили дерево (53%) и бамбук (30,7%), причем на севере основным было дерево, а на юге бамбук. По содержанию – 52,5% относится к собственно историческому источнику, 45,9% относится к верованиям и обрядам. Треть надписей составляют описи погребальных обрядов, относящиеся к верованиям и обрядам – 34,3%. Полученные данные, безусловно, помогут нам при дальнейшем исследование, особенно, в выборе конкретной темы для исследования.


Теперь, когда рассмотрено общее описание эпиграфического массива, перейдем к анализу конкретных текстов, в частности к анализу списка правителей, как к источнику по хронологии периода Восточное Чжоу.


Глава 2. Анализ списка правителей периода Восточная Чжоу

В данной главе будет представлен анализ конкретных эпиграфических текстов периода Восточное Чжоу, в частности списки правителей, как источник по хронологии. Глава включает: классификацию надписей по царствам и описание надписей. Основная таблица расхождений с Ши цзи и «Бамбуковыми анналами» по датам правлений помещена в приложении. Помимо надписей с упоминанием правителей, есть надписи с краткими сообщениями, которые тоже представлены в данной главе.


Анализ основан на переводе статьи «Заметки об организации анналов, найденных в уезде Фуян в эпоху Хань» (“Some notes on the organization of the Han dynasty bamboo “Annals” found at Fuyang”) с английского языка. В свою очередь, английский автор опирается на статью Ху Пиншэна (胡 平 生), опубликованную в китайском журнале Вэньу (1978, № 8) «Бамбуковые планки, найденные в Фуяне, в месте Шуан гу дуй в погребение Жуинь – хоу в период Западная Хань» (阜 阳 双古 唯 西 汉汝 阴 侯 莫 发现 简 报 ) [Porter, 1989].


Эпиграфические документы могли быть разного жанра. Среди важнейших с точки зрения нашего исследования жанров можно выделить исторические сочинения, юридические документы, законы и правила. В нашем распоряжении оказался важнейший жанр источника – список правителей.


Данные надписи были найдены в 1977 г. в уезде Фуян (пр. Аньхой) в погребении Жуинь-хоу (汝 阴 侯), который был захоронен в 165 г. до н.э., на 15 году правления западноханьского императора Вэнь-ди (179–140). Следует отметить, что самое большое число надписей, опираясь на базу данных, в период Западная Хань приходится именно на правление Вэнь-ди (48,8%) (стр.15 данной работы). В «Исторических записках» сведений о смерти Жуинь-хоу в правления Вэнь-ди нет. Жуян-хоу, настоящее имя было Чжао Цзянь, был дядей Хуайнань-вана, который в свою очередь был братом Вэнь-ди по материнской линии. Именно Вэнь-ди пожаловал его титулом Жуинь-хоу в 179 г. до н.э. [Исторические записки, 2003, т.2, с.230]. Помимо списков правителей, в данном погребение также найдены отрывки из Шицзина, медицинские предписания, записи гадания, метеорологические предписания, таблицы циклических знаков, отрывки Конфуцианских текстов.


В надписях на бамбуковых планках, найденных в погребении в Фуяне, указаны имена правителей, год правления (либо общее число правления, либо определенный год), в отдельных случаях краткие записи. Надписи содержат сведения о правителях периодов Западное Чжоу, Восточное Чжоу и Цинь. Таких надписей найдено около 200. Самая длинная планка ок. 9,5 см, самая короткая около 1,5 см. [Porter, 1989, с.1]. В публикации даны прорисовки всего 32 надписей.


Автор называет надписи – «анналами», каждая надпись имеет свой номер. Весь материал делятся на два вида: «Анналы» типа «А» и « Анналы» типа «Б». Основное различие «Анналов А» и « Анналов Б» в том, что в первом случае записаны правители разных царств и конкретный год, а во втором случае записаны правители одного царства и соответственно общее число их правления, правда не везде сохранились цифры. С крайнего правого угла, начинался текст. Названия всех государств и правителей, упомянутые в «Анналах», записаны вертикально. События записаны в хронологическом порядке [Porter, 1989, с. 7,9].


Основная задача нашей работы в данной главе, заключалась в том, чтобы, опираясь на указанную публикацию источника, установить, является ли совокупность опубликованных фрагментов одним цельным произведением, или включает несколько различных. Для этого мы попытались выработать собственную группировку правителей, установив даты правления, когда это было возможно, а также описать данные надписи для извлечения содержащейся в них исторической информации. Немаловажно отметить наиболее упоминаемые царства. Тем самым, мы должны понять, какую новую историческую информацию можно извлечь из этого анализа, в частности уточнить даты правления.


Анализируя статью, очевидно, что надписи делятся на три типа :


надписи с указанием сроков правления (правитель и общий срок его правления).
сопоставительные надписи (2 и более правителя и конкретный год).
краткие сообщения.


В 26 надписях упоминаются правители, в 4 надписях – краткие сообщения, 2 планки, очевидно, являются заголовками.

Классификация по царствам


Все планки с упоминанием правителей разделены на 6 групп:


1) Правители царства Цинь.
2) Правители царства Чу.
3) Правители царства Чжоу.
4) Правители царства Цзинь.
5) Правители царства Вэй.
6) Прочее.


Первая группа надписей


К первой группе относятся надписи, в которых упомянуты государи царства Цинь. Представлены правители с IX до III вв. до н.э. царства Цинь. Точно расшифрованных надписей, принадлежащих к царству Цинь – 5. По длине, планки данной группы от 1,5 см до 2,5 см. На планках сохранилась запись об одном правителе.


1) Планка №50. Чжуан-гун ( 秦壮 公)


Чжуан-гун правил в царстве Цинь с 821–778 гг. до н.э., всего 44 года. Получил титул гегемона западных земель. В это время были пожалованы Чжуан-гуну земли чжоуским ваном.


2) Планка №84. Кан-гун 12 (康 公 十 二)


Кан-гун царства Цинь правил 12 лет с 620–609 гг. до н.э. Общее число правления 12 совпадает с цифрой на планке.


Планка, безусловно, оборвана, и вероятно, был указан еще правитель. Возможно, это был правитель из царства Цзинь Лин-гун (620 – 607 гг. до н.э.). Следует отметить, что дата восшествия Кан-гуна из Цинь и Лин-гуна из Цзинь одинаковы. В это время между царствами шли непрекращающиеся войны. В 620 г. до н.э. умер цзиньский ван, бывшей до Лин-гуна, в этот же год Цзинь нанесло удар по армии Цинь, 619 г. до н.э. ответный удар: Цинь напало на Цзинь, был захвачен Учэн. 617 г. до н.э. Цзинь вновь напало на Цинь, захватило Шаолян. В 615 г. до н.э. опять ответный удар со стороны Цинь [Исторические записки, 1987.,т.5,с.168–169].


3) Планка № 59. Ли-гун 34 (厲 公 三 十 四)


Ли-гун царства Цинь правил 34 года с 476–443года до н.э. Цифра на планке обозначает общий срок правления Ли-гуна.


4) Планка № 30. Лин-гун 9 (零 公 九)


Лин-гун из царства Цинь правил с 424–415 гг. до н.э. по Ши цзи. В данном случае мы столкнулись с расхождением в общем сроке правления Лин-гуна, так как Сыма Цянь пишет, что Лин-гун умер на 10 году своего правления [Исторические записки, 2001, т.2 с. 37], на планке же цифра 9, которая, очевидно, обозначает общее число правления Лин-гуна. Разница в один год с Ши цзи.


5) Планка № 53. Шихуанди (始 皇 帝)


В 221 г. до н.э. царство Цинь во главе с Цинь Шихуаном (Ин Чжэн) уничтожило другие царства. Было создано первое в истории Китая централизованное государство. Цинь Шихуан получил титул первого императора.


Таким образом, благодаря бамбуковым планкам, мы подтвердили существование и правление некоторых правителей царства Цинь. Следует отметить, что было выявлено расхождение на один год с Сыма Цянем в годах правления Лин-гуна.


Вторая группа надписей


К данной группе относится надписи, на которых записаны правители царства Чу. Точно расшифрованных надписей, принадлежащих к царству Чу – 4.


Правители на планках представлены с 9 до 7 вв. до н.э. Очевидно, кроме имеющихся в нашем распоряжении планок, существуют и другие, где представлены остальные правители царства Чу. По длине от 1,5 см до 5,3 см. На трех планках сохранилась запись об одном правители, лишь на одной планке запись двух правителей, но не удалось расшифровать второго правителя.


Ниже будет дано описание каждой планки.


1) Планка № 83. Сюн…(熊…)


Планка повреждена после иероглифа Сюн. Очевидно, это был 12-й правитель царства Чу Сюн-сюнь 熊 徇, так как на планке прослеживаются элементы иероглифа сюнь. Он был отцом Сюн Э (№13). Всего правил 22 года (821–800 гг. до н.э.).


2) Планка № 13. Сюн Э 9 (熊 噩 九)


Сюн Э правил 9 лет (800 – 791 гг. до н.э.). На планке записан общий срок его правления. Следует отметить, что на планке упоминается еще какой-то правитель, но к сожаленью, очень сложно разобрать. Точно можно, сказать, что это был правитель из другого царства, а не из царства Чу, поскольку присутствует горизонтальная черта между записями, что является признаком того, что упомянутые в планке правители не принадлежат одному царству.


В истории царства Чу, Сыма Цянь дает сведение лишь о том, что в 800г до н.э. Сюн Э встал у власти, и в 791 г. до н.э. умер [Исторические записки, 1987, т.5, с.184]. В царстве Цинь в это время правит Чжуан-гун (821–778гг. до н.э.), но, скорее всего, на планке упомянут не он, поскольку Чжуан-гун из Цинь записан на другой планке (№50). Вероятность того, что это одна планка, но разбившаяся на куски, очень низка. Во всех других царствах в это время нет каких-либо упоминаний о связях с царством Чу. Лишь в истории царства Чжэн есть упоминания о том, что царство Чу возвысится, когда дом Чжоу придет упадок [Исторические записки, 1992, т.6, с.24]. В это время в Чжэн правил Хуань-гун Ю (806–774 гг. до н.э.).


3) Планка № 52. У-ван 9 (武 王 九)


У – ван царства Чу (Сюн-тун) правил с 741–690 гг. до н.э.(62). Очевидно, на планке был записан еще кто-то, поскольку цифра 9 означает не общий срок правления, а конкретный год


Опираясь на Сыма Цяна, известно лишь, что на 35 году правления Сюн-туня -706г. до н.э.- царство Чу напало на царство Суй, Сюн тун объявил себя ваном и заключил союз с суйцами. В год своей смерти, вновь напал на Суй, погиб во время похода [Исторические записки, 1987, т.5, с.184].


4) Планка №110. Чэн-ван (成 王)


Чэн-ван правил с 671–626 гг. до н.э. На планки нет цифр, из-за этого неизвестно, к какому типу относится эта планка. В правление Чэн-вана царства Чу установило дружественные отношения с чжухоу, получило во владения южные земли. В 656г. до н.э. Чэн-ван отразил нападение циского Хуань-гуна и заключил с ним союз. В 639 г. до н.э. захватил и опозорил сунского гуна, но потом отпустил его. В 638 г. до н.э. Чу напало на Сун и нанесло им поражение. В 633г. до н.э. Чэн-ван направил войска в Ци. На 46 году правления был убит старшим сыном [Исторические записки, 1897,т.5,с.185–186].


Таковы планки, относящиеся к царству Чу. На данном этапе работы, благодаря бамбуковым планкам, мы подтвердили существование вышеупомянутых правителей. Но не во всех случаях разобрались, что означает тот или иной год на планке.


Третья группа надписей


К данной группе относятся планки, на которых упомянуты правители Западного Чжоу1. Относится 3 планки. Все планки данной группы принадлежат к 5 в. до н.э. Длина данных планок составляет 5–6 см. На одной планке сопоставительная запись, на второй планке сохранилась запись одного правителя.


1) Планка № 7. Вэй-гун 17/ Кан-гун 14 (威 公 十 七 / 康公 十 四)


Известно два чжоуских Вэй-гуна: Вэй-гун из царства Западное Чжоу, который был в правление Вэй-ле-вана царства Восточного Чжоу (425–402 гг. до н.э.).


Известно, что 413 г. – это первый год правления Вэй-гуна. Это был сын младшего брата Вэй-ле-вана, который имел владения от своего отца в Хэнани.


Более поздний Вэй-гун был с начала правления последнего чжоуского Нань-вана (314–256 гг. до н.э.) [Исторические записки, 1987, т.1]. Но второй вариант не подходит, так как нет правителя с именем Кан-гун в это время.


Очевидно, имеется ввиду Кан – гун царства Ци, который правил 26 лет (404–379), с 22 года правления Вэй-ле вана 威 列王(425–402) -до 23 года правления Ань-вана 安王(401–376) царства Восточное Чжоу. 14 год правления Кан-гуна 391 г. до н. – 11год правления Ань-вана.


К сожаленью, неизвестна дата смерти Вэй-гуна из царства Западное Чжоу. Опираясь на 413 г. до н.э., как на первый год правления Вэй-гуна, получается, что 17 год его правления приходится на 397 г. до н.э. Но 397 г. до н.э. не совпадает с 14 годом правления Кан-гуна из царства Ци. Расхождение на 6 лет, возможно, в данном случае, мы опять сталкиваемся с расхождением в годах правления с Сыма Цянем.


2) Планка № 4. Хуй… (西 周 惠。。。)


В планке написано, что это правитель Западного Чжоу. Речь идет о правителе 5 в. до н.э. Хуань-гуну были пожалованы земли в Хэнани. Когда умер Хуань-гун, его место занял его сын Вэй-гун, а когда умер Вэй-гун, его место занял его сын Хуй-гун [Исторические записки, 2001, т.1, с.211]. Очевидно, именно этот Хуй-гун был упомянут на планке. После его имени записан еще один иероглиф, скорее всего, это иероглиф 桓, можно предположить, что этот иероглиф обозначал его посмертное имя.


3) Планка №6 公。。。。(西 周。。。。)


Видно, что кто-то записан на планке, но кто именно, неизвестно. Планка относится к царству Западное Чжоу, так как есть запись.


Таким образом, известно, что правители на планках относятся к царству Западное Чжоу, но, к сожаленью, пока не удалось установить их года правления.


Четвертая группа надписей


К данной группе относятся надписи, в которых записаны правители царства Цзинь.


2 Планки данной группы относятся к IX -VIII вв. до н.э. Не исключено, что существуют еще планки, относящиеся к царству Цзинь. Длина планок примерно 2,5 см. На одной планке сохранилась запись одного правителя, на другой запись правителей одного царства.


1) Планка № 56. Си-хоу (…侯)


Си-хоу из царства Цзинь правил 18 лет, 840–823 гг. до н.э. Каких-то сведений у Сыма Цяня нет, известно, что в 827 г. до н.э., т.е. на 14 году правления Си-хоу на чжоуский престол взошел Сюань-ван (827–782 гг. до н.э.).


2) Планка № 42. Му-хоу 27/ Шан 4 (穆 侯 二 十 七 / 汤 四)


В данной планке указаны сроки правления правителей царства Цзинь, следовавшие друг за другом. Му-хоу правил с 811–785 гг. до н.э., всего 27 лет, его преемником был Шан-шу, правивший с 784–781 гг. до н.э.


Очевидно, кроме данных двух правителей, на планке были записи и других правителей2.


Таким образом, из двух планок, относящихся к царству Цзинь, при помощи планок подтвердили точно одну планку.


Пятая группа надписей


К данной группе надписей относятся планки, на которых записаны правители царства Вэй . (Наследственный дом Вэйского Кан-шу, наследственный дом княжества Вэй). К данной группе принадлежит 4 планки. Длина планок от 1,6 до 3 см.


1) Планка № 43. Чжэн-гун 13/ Си… (畛 公 十 三/ )


Очевидно, на планке Чжэн-гун владения Лу, правившего с 855–826 гг. до н.э. и Си-хоу из Вэй 854–813 гг. до н.э. В истории царство Лу Сыма Цянь не отмечает связи с царством Вэй. Но 13 год правления Чжэн-гуна – это 842 год до н.э.- год, когда наступило правление, именуемое Гун-хэ («Общее согласие»). 842 г. до н.э.- это 13 год правления Си-хоу.


2) Планка № 63. Дай-гун 1 / Вэнь-гун 20…( 戴 公 一/ 文公二 十 。。。)


Данная надпись о правителях одного царства, следовавшие друг за другом. Дай-гун правил только 660 г. до н.э., и в планке отражена единичка, преемником его был Вэнь-гун, правивший с 659–635 гг. до н.э. Планка оборвана на 20, но, очевидно, последующая цифра была 5, так как общее число правления Вэнь-гуна 25 лет.


В правление Дай-гуна отмечается тяжелое положение в стране. Вэнь-гун на первом году своего правления облегчил подати и сделал справедливыми наказания


[Исторические записки, 1987, т.5, с.115–116]. Вэнь-гун был младшим братом Дай-гуна, но, тем не менее, его правление можно определить, как длительное.


3) Планка № 109. 15 / Шэнь… (十 五/ 慎 。。。)


Шэнь-гун царства Вэй правил с 414–373гг. до н.э. Цифра 15, предположительно, означает общий срок правления Цзянь-гуна из царства Цинь 414–400 гг. до н.э. Совпадает также год восшествия на престол Цзянь-гуна и Шэнь-гуна. Если рассматривать событийную историю, то нет записей о связях между царством Вэй и Цинь.


4) Планка № 119. Сян Ай-ван. (襄 哀 王)


Непосредственно в планке написано Сян Ай ван. Можно сделать, как минимум 2 предположения:


– Сян-ван и Ай-ван, два правителя царства Вэй (позднего), правившие с 334–319 гг. до н.э. и 318–296 гг. до н.э., соответственно.


– Возможно, это ван владения Хань, который после смерти получил имя Сян Ай, правившего с 311–296 гг. до н.э. Он был сыном Сюань-хуй-вана (332–312 гг. до н.э.).


Таким образом, нам удалось установить и подтвердить года правления большинства правителей данной группы.


Делая небольшой вывод, следует сказать, что, в основном, планки принадлежат именно к этим 5 царствам. Очевидно, потому что это были наиболее сильные царства в период Восточное Чжоу, между которыми шла борьба за доминирующее положение в стране.


Прочее


К данной группе относится 8 планок. Длина планок от 1,5 см до 8,5 см. Среди планок:


-расшифрованные планки, но не относящиеся к 5 группам, представленным выше.


-расшифрованные планки, но неизвестно, к каким принадлежат царствам.


-планки, которые трудно расшифровать.


1) Планка № 38. …гун 4/ Цзянь-гун 4 (公 四/ 简 公 四)


Данная планка относится к царству Ци. Дао-гун правил с 488–485 гг. до н.э. На четвертом году был убит. После него, правил его сын Цзянь-гун с 484–481 гг. до н.э3.


2) Планка № 10. Ли-гун 15 /Цзин-гун 4 (厲公 十 五/ 景 公 四)


Данную запись сложно отнести куда-либо, опираясь на Сыма Цяна. В таком порядке и с такими сроками правления правителей нет. Единственное, что можно предложить, что в царстве Цзинь были правители с такими именами, и следовавшие друг за другом, только в другом порядке, иначе, чем на планке. Так Цзин-гун в царстве Цзинь правил с 599–581 гг. до н.э., преемником был Ли-гун, правивший с 580–573 гг. до н.э. Либо мы в очередной раз сталкиваемся с расхождением с Сыма Цянем, либо это правители другого царства, которых нет в списках у Сыма Цяня. Но то, что они были правителями одного царства – это очевидно, так как нет горизонтальной черты, отделяющей одну запись от другой.


3) Планка № 26. Чжао-гун 10 / У-ван 9 (招公 十 / 武 王 九)


Опираясь на текст сочинения Сыма Цяня, сложно предположить, кто записан на планке. Запись У-ван 9 схожа с записью на планке № 52, относящаяся к царству Чу. Если предполагать, что на планке именно У-ван из царства Чу, который правил с 741- 690 гг. до н.э., то нет правителя Чжао-гуна в это время. Лишь правитель из царства Чжэн, который правил с 701–695 гг. до н.э., всего 7 лет, но его срок правления не совпадает с цифрой на планке у Чжао-гуна, с цифрой 10. Возможно, мы вновь сталкиваемся с расхождением с Сыма Цянем, либо одного из правителей нет в списках у Сыма Цяня.


4) Планка № 2. Чжао-ван14/ Сянь-гун (昭 王 十 四 / 献 公)


Чжао-ван из царства Чу, который правил с 515–488 гг. до н.э.(28), и предположительно, Сянь-гун из царства Чжэн, правивший с 513 -504 гг. до н.э. (10). Но 14 год Чжао-вана -502г. до н.э., это должен был быть 12 год правления Сянь-гуна, но, по Историческим запискам, на 10 году правления в 504 г. до н.э. Сянь-гун умер. Очередное расхождение с Сыма Цянем.


5) Планка № 16. Лин-гун 5 / Вэнь-гун 5/ Му-гун… (零 公 五/ 文公五 / 穆 公 。。。)


Неизвестно, правители, каких царств записаны на планке.


Ниже дана будет дана таблица правителей с данными именами в различных царствах. Это могут быть:


Царство Лин-гун Вэнь-гун Му-гун
Цао 617–595 гг. до н.э.
Чэнь 613–599 гг. до н.э. 754–745 гг. до н.э. 647–632 гг. до н.э.
Ци 581–554 гг. до н.э. 815–804 гг. до н.э.
Лу- 626–609 гг. до н.э. 294–273 гг. до н.э. 409–377 гг. до н.э.
Вэй 584–493 гг. до н.э. 659–635 гг. до н.э. 599–589 гг. до н.э.
Цзинь 620–607 гг. до н.э. 636–628 гг. до н.э. -
Сун- 610–589 гг. до н.э. 728–720 гг. до н.э.
Янь 554–549 гг. до н.э. -
Чжэн 605–604 гг. до н.э. 672–628 гг. до н.э. 627–606 гг. до н.э.
Цинь 424–415 гг. до н.э. 765–715 гг. до н.э. 659–621 гг. до н.э.

Из всего ряда правителей, необходимо обратить внимание на правителя Вэнь-гуна из царства Янь. Единственный правитель, у которого совпал срок правления, 5 лет, с той цифрой, которая на планке. Но этот факт не достаточен, чтобы утверждать о том, что в планке идет речь именно об этом правителе, так как нет других правителей в данный период с конкретными именами. И, очевидно, цифра 5 означает не общий срок правления, а то, что произошло событие на 5 году правления.


В двух последних строках, несмотря на то, что присутствуют все правители, не подходят по причине того, что во – первых, не совпадает порядок правлений данных ванов с тем, который записан на планке, если предполагать, что даны представители одного царства, во-вторых, судя по планке, эти правители являются представителями разных царств, поскольку на планке есть горизонтальные черты, отделяющие одно имя от другого (основной признак).


Исходя из данной таблицы, можно синхронизировать трех правителей по следующим царствам:


Предположительно именно эти правители упоминались на планке, но это, безусловно, требует дальнейшего изучения.


Царство Цзинь Лу Чжэн
Правитель Лин-гун (620–607) Вэнь-гун (626–609) Му-гун (627–606)


Все эти три царства около 620 г. до н.э. заключили союз против Цинь, то есть один фактор, объединяющий эти царства и правителей, уже есть. На пятом году правления Лин-гуна примерно в 616 году Цинь напало на Цзинь, в результате Цзинь нанесло удар Цинь. В правление Вэнь-гуна из Лу отмечаются связи между Цзинь и Лу [Исторические записки, 1987, т.5, с. 75–76].


В начале правления Му-гуна из Чжэн отмечаются связи с Цзинь, совместные военные походы против Цинь. На 21 году правления Му-гуна 607г. до н.э. – нападение со стороны Сун. Также нападение со стороны Цзинь [Исторические записки, 1992, т.6, с.36].


6) Планка № 23. Гун 10 (四。。。今公 十)


В данной планке, как минимум записаны 2 правителя. Известна цифра 4 у первого правителя, но неизвестно, является ли это действительно 4, или какой-нибудь другой цифрой, указано общее число правления, или же событие, произошедшее в конкретный год. Вторая запись на планке сообщает о текущем правителе, т. е. о правителе какого-то конкретного царства, цифра 10, очевидно, год, когда произошло какое-то событие.


7) Планка № 32. Ван 7 (王七)


Здесь также запись о ване какого-то царства. На 7 году правления данного правителя произошло какое-то событие.


8) Планка № 112.


Не удалось расшифровать.


9) Планка № 8 и Планка № 85. Западное Чжоу и Восточное Чжоу (西周 东周)


Две планки, очевидно, являются заголовками для всех планок. Скорее всего, прежде всего, была планка с надписью Западное Чжоу и после нее все планки, где упоминались правители периода Западное Чжоу, далее планка с надписью Восточное Чжоу и после этой планки остальные, принадлежащие к периоду Восточное Чжоу. Вполне вероятно, что существует планка с надписью Цинь, которая является заголовком к надписям, принадлежащим к периоду Цинь.


Таково описание 6 групп надписей. Таким образом, на данном этапе исследования планок нам удалось проанализировать их, классифицировать по царствам, установить и подтвердить года и сроки правления отдельных правителей. Немаловажно отметить и то, что мы столкнулись с расхождениями, в частности, с Сыма Цянем.


II) Краткие сообщения


К данному типу надписей относится 4 планки. В планках записаны события, произошедшие с тем или иным правителем. Длина планок от 1,3 см до 5 см. Значения этих надписей не вполне ясно, но есть предположение, что 4 надписи сообщают об одном событии.


Планка № 17. 亡/ 桓 公 九


Планка № 21. / 公 归


Планка № 159. ?公 十 一亡


Планка № 41. ? 王亡


Слово (ван)亡, по мнению Д.Потер, может быть понято в трех разных контекстах.


1. В значение « сбежать» (тяо ван) 逃 亡 или в значение « спасаться бегством» (чу бэнь) 出奔, также «сбежать, и прибежать сюда» (ван лай)亡 来« бегством, вернуться домой» (ван гуй) 亡 归«сбежать прочь» (чу ван) 出亡. Наиболее предпочтителен первый вариант.


2. В значении «уничтожать» (ме ван) 蔑 亡 или «быть уничтоженным»


3. В значении « умирать» (сы ван) 死 亡 .


На планке № 041, возможно, упоминается смерть вана. На самом деле, очень сложно разобрать, что имелось ввиду, но предположительно, что Сюань-ван бежал в Хао (Сюань ван ван Хао ) 宣 王 亡 郝.Т.е ван умер в Хао. Если это действительно так, то текст на планке относится к 46 году правления Сюань-вана (827–782 гг. до н.э.) царства Восточное Чжоу, 782 г. до н.э., когда ван, действительно, умер в местности Хао [Porter, 1989, с. 11].


Слово 归 тоже можно понять в трех разных текстах по-разному:


1. В значении «возвращаться». Например: (шу дай фу гуй Чжоу) 淑 带 复 归 于 周. Данное событие произошло в 638 г. до н.э. в правление Сян-вана 襄 王。


2. В значении «отправить назад, обратно». Например: (тин Чжоу гуй Чэн гун)听周归 成 公. Это событие произошло в 630 г. до н.э. на 22 году правления Сян-вана襄 王。


3. В значении «вернуться в конкретное место». Например: (Ци гуй во Вэньян ) 齐 归 我汶 杨. Данное событие произошло на 18 году правления Дин-вана 定 王 (606–586гг. до н.э.) в 589 г. до н.э. [Porter, 1989, с. 11–12].


Таков анализ 32 планок. Подводя итоги, можно отметить, что нам удалось классифицировать планки по царствам, установить, подтвердить, в некоторых случаях и опровергнуть года и сроки правления правителей. Также удалось рассмотреть планки с краткими сообщениями, и попытаться извлечь из них историческую информацию.


Заключение


Итак, в ходе проведенного исследования нами была поставлена цель – извлечение исторической информации из эпиграфических надписей (надписи на бамбуковых и деревянных планках и др.). Исследование включало в себя рассмотрение историографии вопроса, изучение истории нахождения надписей, проблемы их дешифровки и датировки, и собственно извлечение исторической информации с помощью разработанной уже в процессе исследования методики.


Изучение истории нахождения памятника, проблем, связанных с дешифровкой знаков и датированием надписей в целом показало, что до сегодняшнего дня исследования по всем вышеуказанным аспектам остаются актуальными, т.к. проблемы эти не разрешены.


Что касается методики исследования, то она основана на структурном и количественном анализе. Для проведения исторического анализа общего массива эпиграфики за основу был взят метод количественного анализа. С помощью данного метода нам удалось дать общее описание эпиграфического массива в периоды Восточное Чжоу – Восточное Цзинь, и где было возможно и необходимо провести детализацию.


По результатам анализа была выявлена важная историческая информация о состоянии эпиграфики вплоть до 2000 г. Основной массив эпиграфических текстов принадлежит эпохам Западная Хань и Восточное Чжоу. Детализация по этим периодам показала, что в эпоху Восточное Чжоу большое число надписей относится ко времени с 400 – 280 гг. до н.э. В эпоху Западная Хань – к раннему периоду – 17,4%, здесь ко времени правления Вэнь-ди. По местонахождению: планки, принадлежащие к раннему периоду, в основном найдены в провинции Хубэй, планки, принадлежащие к позднему периоду – в провинции Ганьсу. Основным материалом для записи служили дерево и бамбук, причем на юге – бамбук, а на севере – дерево. По содержанию: половина надписей относится к собственно историческому источнику, вторая половина надписей относится к верованиям и обрядам. Следует отметить, что особое место занимают описи погребальных обрядов.


Исследовав надписи во второй главе работы, удалось установить и подтвердить имена, года и сроки отдельных правителей. А также, следует отметить, что были выявлены некоторые расхождения с Сыма Цянем.


Таким образом, мы попытались провести системный исторический анализ данных эпиграфического массива надписей на бамбуковых планках, деревянных дощечках и др. В настоящее время эпиграфические надписи исследуемого периода изучены сравнительно мало, поэтому требуется дальнейшее изучение надписей для выявления новых исторических сведений.


Библиография

На русском языке

1) Васильев, 1998 – Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.,1998.
2) Деопик Д.В., Ульянов М.Ю, 2001 – Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. История Китая в древности (курс лекций). Рукопись. М.,2001.
3) Деопик, Добров, Кахк, Ковальченко, Палли, Устинов, 1969 – Деопик Д. В., Добров Г.М., Кахк Ю.Ю., Ковальченко И. Д., Палли Х.Э., Устинов В.А. Количественные и машинные методы обработки исторической информации. Сб. Доклады XIII международного конгресса исторических наук. М., 1969, стр. 181–199.
4) Деопик – Деопик Д. В. Количественные методы в изучении средневекового Востока. Результаты и проблемы. Рукопись. М.,
5) Исторические записки, т.1,2001 – Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Перевод с кит. и комм. Вяткина Р.В. и Таскина В.С. Т.1. М., 2001.
6) Исторические записки, т.2,2001 – Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Перевод с кит. и комм. Вяткина Р.В. и Таскина В.С. Т.2. М., 2001.
7) Исторические записки, т.5, 1987 – Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи).
Перевод с кит. и комм. Вяткина Р.В., Т5, М.,1987.
8) Исторические записки, т.6, 1992 – Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи).
Перевод с кит. и комм. Вяткина Р.В., Т6, М., 1992.
9) Крюков, 1984 – Крюков М.В. Источниковедение Истории Древнего Востока: Учебник для студентов истфаков вузов / под ред. В.И.Кузищина, М., 1984.
10) Смолин, 1987 – Смолин Г.Я. Источниковедение древней истории Китая. Учебное пособие. Л., 1987.
11) Ульянов, 1996 – Ульянов М.Ю. Китайские источники по истории Нусантары в средние века. Опыт системного исследования труда Чжао Жугуа «Чжу фань чжи» («Описание всего иноземного»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 1996.
12) Хань Шу,2005 – Хань Шу (История Хань). Страны и народы Востока – под ред. Академика РАН М.Н. Боголюбова. Вып.23. М.,2005.
13) Янин, Зализняк, Гиппиус, 2000 – Янин В.Л, Зализняк А.А, Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997–2000годов), М., 2000.

На английском языке

14) Giele E., 1999 – Giele E. Early Chinese Manuscripts: Including addend and corrigenda to new resources of Early Chinese history: to the reading of inscriptions and manuscripts. Early China, 23–24, 1998–1999.
15) Hulsewé A.F.P., 1987 – Hulsewé A.F.P. Remnants of Qin Law – Early China, 11–12, 1985–1987.
16) Loewe, 1977 – Loewe M. Manuscripts found recently in China. A preliminary survey. T’oung Pao, Vol. LXIII, 2–3, 1977.
17) Loewe, 1988 – Loewe M. The Almanacs (jih-shu) from Shui-hu-ti: A Preliminary Survey. Divination, Mythology and Monarchy in Han China. Cambridge. No.48, 1988.
18) Porter, 1989 – Porter D. Some notes on the organization of the Han dynasty bamboo “Annals” found at Fuyang. – Early China, №14, 1989.
19) Shaughnessy E.L., 1985 – Shaughnessy E.L. The “Current” Bamboo Annals and the date of the Zhou conquest of Shang. – Early China, 11–12, 1985–1987.
20) Swann N., 1950 – Swann N.L., Food and money in Ancient China, the earliest economic history of China to AD 25, Princeton, 1950.

На китайском языке

21) Фуян Шуан гу дуй си Хан Жуинь хоу мо фа чу Цзянь бао (Бамбуковые планки, найденные в погребении Жуинь хоу в Фуяне в месте Шуан гу дуй в период Западная Хань). – Фуян Шуан гу дуй си Хан Жуинь хоу мо фа чу Цзянь бао, Вэнь У, № 8, 1978.
22) Хэбэй Дин Сян 40 хао Хань мо чу ту чжуцзянь (Бамбуковые планки, найденные в провинции Хэбэй, в уезде Дин в погребении № 40 в период Хань). – Хэбэй Дин Сян 40 хао Хань мо чу ту чжуцзянь, Вэнь У, №8, 1981.
23) Цзянсу Чжан цзя шань Хань цзянь гай шу (Описание планок периода Хань, найденных в провинции Цзянсу в Чжан цзя). – Цзянсу Чжан цзя шань Хань цзянь гай шу, Вэнь У, № 1, 1985.
24) Чанша Интянь ху Чжаньго мо фа сянь да пи чжуцзянь цзицай (Сообщение о бамбуковых планках, найденных в Чанша в месте Интянь ху в период Чжаньго). – Чанша Интянь ху Чжаньго мо фа сянь да пи чжуцзянь цзицай, Вэнь У Цанькао цзиляо, №3, 1954.
25) Тань Чанша фа сянь дэ Чжаньго чжуцзянь (Анализ бамбуковых планок, найденных в Чанша периода Чжаньго). – Тань Чанша фа сянь дэ Чжаньго чжуцзянь, Вэнь У Цанькао цзиляо, №9, 1954.
26) Уси Хань дай и яо цзянь цзай и сюе шишан дэ чжун яо ии (Основное содержание медицинских предписаний на бамбуке, найденных в Уси в период Хань). – Уси Хань дай и яо цзянь цзай и сюе шишан дэ чжун яо ии, Вэнь У, № 12, 1973.
27) Фуян Хань цзянь «Шицзин» («Шицзин», планки, найденные в Фуяне периода Хань). – Фуян Хань цзянь «Шицзин», Вэнь У, №8, 1984.
28) Фуян Хань цзянь цзянь цзе (Обзор планок, найденных в Фуяне). – Фуян Хань цзянь цзянь цзе, Вэнь У, №2, 1983.



1 Формально, начало деление на Восточное и Западное Чжоу, очевидно, можно считать с Vв. до н.э., когда Као-ван (440–426 гг. до н.э.) пожаловал своему младшему брату земли в Хэнани, дав ему титул Хуань-гуна. Фактически, деление началось, когда последний чжоуский правитель Нань-ван (314–256 гг. до н.э.) перенес свою столицу в г. Восточное Чжоу (восточнее совр. г. Лоян) [Исторические записки, 2001,т.1, с. 210–211].
2 До Му-хоу правил Сянь-хоу (822–812 гг. до н.э.), его отец. Затем длительное правление Му-хоу. Шан-шу был младшим братом Му-хоу, который, как отмечает Сыма Цянь, сам себя поставил у власти [Исторические записки, 1987, т.5, с.140]. Но его правление было кризисным. После Шан-шу к власти пришел Вэнь-хоу (780–746 гг. до н.э. (35)), сын Му-хоу, который в год восшествия Шан-шу бежал из царства, скорее всего здесь не обошлось без интриг, так как Шан-шу был младшим братом Му-хоу, а Вэнь-хоу, или как его звали Чоу, был его сыном, наследником. На это также указывают и сроки правления: Му-хоу – длительное правление, Шан-шу – короткое, кризисное, Вэнь-хоу – сверхдлительное.
3 До Дао-гуна правил Янь Жу-цзы Ту 489г. до н.э.- один год – кризисное правление.
Дао-гун был братом Янь Жу-цзы, его правление можно тоже определить, как кризисное. 4 года правления Цзянь-гуна – кризисное, получается, что 3 кризисных правления подряд, очевидно, связано с тем, что от Янь Жу-цзы власть перешла не к его сыну, а к его брату. После Цзянь-гуна правил Пин-гун (480–456гг. до н.э.), по сроку правления – 25 лет, длительное, хотя власть перешла к нему от старшего брата.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]