Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ИсторияКитая?/Древность/ЗападноеЧжоу/КурсоваяРаботаАнна ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

«Надписи на бронзовых сосудах периода Западное Чжоу (ок. 1027–771) как исторический источник: на основе анализа Базы данных»

Оглавление документа

Введение

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение из истории Китая периода Западное Чжоу (ок. 1027–771) по надписям на бронзовых сосудах. Для ее выполнения были поставлены следующие задачи:

  1. Составление базы данных, в которую будут помещены переводы надписей на сосудах на разных языках (русский, китайский, английский)
  2. Подробный анализ базы данных, благодаря которому можно будет расширить уже имеющиеся знания об источниках и о самом периоде Западное Чжоу.1

Метод исследования

В данной работе предпринята попытка использования метода системного анализа к изучению содержания надписей на бронзовых изделиях. Системный анализ состоит из источниковедческого, текстологического, структурного и количественного анализа. Такой подход направлен на всестороннее изучение памятников, изложение и интерпретации информации, изложенной в нем.


Первым этапом системного анализа надписей являлось составление базы данных. Она содержит все необходимые данные о надписях (период, номер сосуда, название сосуда, перевод надписи, характер надписи, тип сосуда, кол-во знаков, ссылка на публикацию перевода, ссылка на издание оригинала, комментарий.)


При составлении этой Базы Данных использовались переводы надписей, приведенные в работах В.М. Крюкова, Васильева К.В., Го Мо-жо, Крюкова М.В., Кучеры С., Хаютиной М.С. Всего в базе данных упомянуто 506 названий сосудов. Из них только 206 (40,7%) с переводами на русский язык. Добавим, что перевода некоторых надписей на русский язык еще нет, и поэтому они пока не учтены.


Все сосуды разделены на 5 периодов (см. приложение 1). Те сосуды, которые имеют надписи, очень важны для изучения истории Китая. При изготовлении сосуда не было цели оставить последующим поколения подробное описание жизни китайского общества. С помощью письменного текста, отображённого на сакральном сосуде, духи предков ставились в известность о достижениях их потомков, и связи между отдельными представителями нобилитета и домом Чжоу получали религиозное освящение. Но, тем не менее, сейчас такие надписи рассматриваются как один из источников изучения древней истории.


Надписи каждого периода рассматриваются отдельно. Такой подход позволил более тщательно рассмотреть исторические процессы Древнего Китая, заметить различные интересные факты и поставить вопросы для дальнейшего исследования.


Стоит заметить, что будет не логично сразу рассматривать результаты анализа надписей всех периодов одновременно. Поэтому, в данной работе сначала представлен подробный анализ каждой главы в отдельности. А уже после, та исторически ценная информация, которую мы получаем лишь при сравнении всех полученных результатов.


Часть полученных при исследовании данных помещена в определенные таблицы, для более легкого и удобного изучения интересующих нас вопросов. К каждой таблице будет прилагаться описание и характеристика.

Краткая историография

Целью данной главы является изучение разных работ, которые также изучали надписи на бронзовых сосудах. Для ее выполнения была поставлена задача изучения трудов разных авторов, написавших свои работы по этой теме.


В советской и российской историографии существует много работ, касающихся древнего Китая периода Западного Чжоу в общем. Интерес к изучению был всегда, просто иногда он возрастал, иногда спадал. Но знакомство с историографией показало, что, несмотря на это, число исследований надписей на бронзовых сосудах не так уж и велико.


Во-первых, стоит отметить работы В.М.Крюкова. Он написал и издал 2 книги: «Ритуальная коммуникация в древнем Китае» и «Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики Инь – Чжоу». В первой своей книге он рассматривал и анализировал систему пожалований древнего Китая, отраженной в надписях на ритуальных бронзовых сосудах. В.М.Крюков пришел к выводу, что церемониальные дарения являлись социально значимым феноменом в жизни общества эпохи Инь и Западное Чжоу. Дарения связывали людей и духов предков.


До В.М. Крюкова оставался незамеченным целостный характер дарений и скрытые в них символические механизмы. Он провел параллели между инь-чжоускими пожалованиями и потлачем и потлачеобразными институтами, существовавшими в аборигенных обществах Северной Америки, Азии и Океании. Точно также, как и в случае с потлачем, дары в ритуале, описанном в надписях на бронзовых сосудах, выступали не только в роли объединяющего социального начала, но и как инструмент статусного подчинения того, кому дарили тому, кто дарил. Также в эпоху Инь – Западное Чжоу существовали пожалования и подношения, которые в эту эпоху представляли собой господствующую форму дарообмена. Василий Михайлович сделал выводы, что идейная трансформация древнекитайских пожалований в надписях на бронзе происходила в направлении рационализации ритуала. В иньскую эпоху социальная мораль коммуникации между правителями и их подданными еще не была осмыслена. В Западном Чжоу, в особенности после Му-вана, наоборот.


Во второй своей книге, В.М.Крюков провел реконструкцию генезиса древнекитайских письменных текстов. Он осуществил сравнительное исследование существующих исторических источников династий Инь и Чжоу. Это позволило сделать вывод, что возникновение письменного текста произошло в древнем Китае не одновременно с появлением письменности, а лишь на определенном этапе ее развития. Кроме того, это исследование указывает на то, что ритуальные эпиграфические тексты представляют собой более раннее явление, чем тексты классические – первые формируются в Западном Чжоу, тогда как вторые – преимущественно в период Чуньцю.


Крюков полагает, что ценность ритуальной эпиграфики как исторического источника состоит в том, что она позволяет уяснить социальную подоплеку политических и идеологических перемен, происходивших в раннечжоуском Китае. Он пришел к выводу, что на ход этих исторических процессов оказали влияние глубокие изменения в социальной структуре древнекитайского государства, а имен формирование конического клана. Такой клан всегда имеет исторически достоверного основателя, четко локализованного во времени и пространстве, и предполагает возможность прерывания линии родства в результате сегментации клановой структуры. Основное же значение анализа эволюции рода и клана в чжоуском обществе, осуществленным В.М. Крюковым, заключается в том, что он привел к выводу о невозможности длительного существования этих двух форм социальной организации.


С 1983 по 1988 годы вышло в общей сложности 15 работ В.М. Крюкова, связанных с эпиграфикой на бронзе. Если мы внимательно на них посмотрим, то увидим, что на основе них Крюков и написал свои 2 книги 1997 г. и 2000 г., более подробно раскрыв свои взгляды и результаты своих анализов и исследований.


Среди западных исследователей можно выделить работу Д. Нивисона. Д. Нивисон, как и многие другие исследователи надписей на бронзовых сосудах Древнего Китая, попытался реконструировать Китайскую историю. Но, пытаясь самостоятельно вычислить датировки надписей, он столкнулся с довольно серьезной проблемой. Даты, указанные, например, в «Бамбуковых анналах», на самом деле являются искаженными. Нельзя основываться на них для составления хронологической таблицы.


Д. Нивисон, анализируя надписи на бронзовых сосудах, разделил историю Китая на следующие периоды:

  1. Период завоевания (1056–1045)
  2. Мирное развитие (раннее Чжоу): правления Чэн, Кан;
  3. Среднее Западное Чжоу: Chao, Mu, Kung, Yin.
  4. Позднее Западное Чжоу: Yih, Hsiao.
  5. Позднее Западное Чжоу(1).
  6. Позднее Западное Чжоу(2).
  7. Позднее Западное Чжоу (3).

Опираясь на содержание памятников, он вкратце обозначил то, что происходило в том или ином периоде и о каких правителях упоминается в надписях на сосудах.

Глава 1. История нахождения и изучения бронзовых сосудов

В основе данной работы лежит анализ эпиграфических источников – надписей на бронзовых сосудах. Наука, которая занимается изучением древних надписей – эпиграфика. Это одна из вспомогательных исторических наук. Ее задача состоит в собирании, прочтении и истолковании, а также в дополнении отрывочных находок. Затем происходит упорядочение коллекций, рассмотрение их в более широком контексте. Такие надписи используются как исторический источник, и некоторые из них могут содержать материал большой значимости. Кроме того, подобные надписи обычно относят к разряду достоверных источников. Древние надписи дают материал для понимания общественной и частной жизни общества и людей далекого прошлого. Изучение надписей на бронзе, безусловно, помогает уяснить культурно-историческое своеобразие исследуемой эпохи, с другой стороны – почерпнуть новые сведения (часть уже сложилась из классических письменных источников и археологических находок древнего Китая).


Обычай отливать бронзовые сосуды с надписями зародился еще в период Шан-Инь, но настоящего расцвета он достиг в эпоху Западного Чжоу. Что касается изучения таких источников, то такие предметы древности, собираемые или найденные случайно, начали коллекционировать и передавать из рук в руки очень рано.


При династии Сун нестабильное политическое положение смутной эпохи благоприятствовало возврату к ценностям прошлого. В этот период предметы, предоставляющие историческую ценность, регистрировались и заносились в каталоги. Большинство находок было извлечено из земли крестьянами.


В 12 в. император Хуй-цзун, желая пополнить свою коллекцию, распорядился о ведении раскопок в районе Аньяна, последней столицы государства Шан-Инь (XIV–XI в до н.э.). В эту эпоху написаны трактаты, отмечавшие значимость предметов старины для понимания будущего. Составлялись снабженные комментариями каталоги древностей и надписей на камне и бронзе. Самый известный из них – изданный в 1092 г. каталог «Каогу ту» Люй Далиня. В его десяти томах описаны 211 изделий из бронзы и 13 предметов из яшмы, принадлежавшие императорскому двору и частным коллекциям.


Во времена монгольского ига, положившего конец династии Сун, интерес к научным исследованиям угас. И лишь к концу XVII в. изучение древностей вновь обрело значимость.


Естественно, что ничто не появляется так сразу, спонтанно. При первых раскопках в Китае в городе Аньян найденные сосуды не имели никаких надписей. В те далекие времена, когда этот город процветал и ничто не предвещало окончания его существования, «предпочтение отдавалось сосудам для подогрева, разлива и питья алкогольных напитков, подобия пива из перебродившего зерна. Орнамент представлял собой кайму с точечным мотивом» .


Ученые значительно продвинулись в изучении ритуальных бронзовых сосудов, после обнаружения в 1976 году в Сяотуне могилы женщины, скончавшейся приблизительно в 1200 году до н.э. Бронзы могилы Фу Хао отличаются впечатляющими размерами, монументальностью стиля, разнообразием форм и сложным орнаментом. Среди них есть новые и редкие образцы, например, прямоугольный бронзовый котел, своего рода очаг, внутри которого разводился огонь, с тремя конфорками. Также сосуды в форме совы, четвероного животного или дома. Еще одним важным открытием является извлечение содержимого схрона, обнаруженного в 1976 г. в Чжуанбае близ Фуфэна (провинция Шэньси), а именно 103 бронзовых изделия. Их можно отнести к XI–VII вв. Среди находок было найдено блюдо с самой длинной из известных надписей на бронзе: 284 иероглифа. Надписи, отличающиеся краткостью, чрезмерной лаконичностью в эпоху Шан, становятся длиннее при династии Чжоу. Из них, благодаря указанным дате, месту, упоминанию дара можно узнать о статусе владельца бронзы и о событии, для которого она была отлита.


Большая часть из эпиграфических источников, дошедшие до нас, были обнаружены в средневековье. По мере накопления сосудов и надписей с них, возникла необходимость в их систематизации. Такую работу начал Чэнь Мэнцзя. Но, опубликовав первые разделы своего труда в 1955–1956 гг. в журнале «Каогу сюэбао», он был вынужден прервать издание, которое так и осталось незаконченным.


Спустя три десятилетия аналогичную задачу взял на себя Лю Ции, предпринявший систематизацию раннечжоуских бронзовых сосудов с надписями в соответствии с периодами правления ванов. К этому следует добавить, что важнейшие надписи эпохи Инь были еще в конце 50-х годов собраны в работе Акацука Киёси «Набросок толкования иньских надписей на бронзе». В настоящее время самым полным изданием эстампажем надписей на иньских и чжоуских сосудах является монументальное 18-томное «Собрание надписей на бронзе эпохи Инь-Чжоу», которое было подготовлено коллективом сотрудников Института археологии Академии общественных наук КНР .


Датировка – первый вопрос, который приходится решать при анализе любого источника, и эпиграфика не является исключением. Примеры датирования надписей на бронзе, известные в современной науке, довольно многообразны. Но все они исходят из двух главных критериев: датировка, основанная на содержательной стороне надписей, и имеющая критерием формально-типологические признаки надписей и сосудов.


К первой категории относится метод, впервые предложенный У Цичаном. Он заключается в воссоздании реальной эпохи изготовления сосуда на основе дат, упоминаемых в надписях – дня, фазы луны, месяца, года правления. «Календарный метод» У Цичана впоследствии получил развитие в работах ряда китайских исследователей. Важное место отведено методике датировки путем интерпретации календарных дат, фигурирующих в западночжоуских надписях на бронзе, в монографии Э. Шонесси .


С другой стороны, «календарный метод» спорен, т.к. он основан на ряде пока не доказуемых ссылок. Главная проблема состоит в том, что мы, по существу, не знаем западночжоуского календаря. У Цичан предлагал исчислять даты, основываясь на самом древнем из дошедших до нас календарей – ханьском. Но способ летоисчисления едва ли оставался неизменным в течение примерно тысячи лет, минувших со дня воцарения чжоуского дома.


Другой способ датирования был выдвинут Го Можо. Он предложил прежде всего выделить те сосуды, надписи на которых содержат бесспорное указание на время их изготовления: упоминают титул или имя царствующего вана. Взяв такие сосуды в качестве «эталонов» для эпохи пребывания на троне соответствующего чжоуского правителя, можно датировать другие сосуды, близкие или аналогичные к «эталонам» по своей форме, орнаменту и палеографическим признакам надписи. Пользуясь этим методом, Го Можо предложил собственную датировки 162 западночжоуских сосудов, которые составили основу подготовленного им «Общего свода надписей на бронзовых сосудах эпохи Чжоу».


Сам по себе «эталонный» метод действительно наиболее удобен для целей массовой датировки, и им в той или иной мере пользуется большинство современных специалистов по древнекитайской эпиграфике. Вопрос лишь в том, каковы критерии выбора эталонов.


По большей части содержание надписи является дополнительным и уточняющим критерием датировки. Основу же «эталонного метода» составляет учет 3 компонентов: формы сосуда, его орнамента и палеографии.


Начальным пунктом для сравнительного анализа форм сосудов является предложенная в специальном исследовании Хаяси Минао типология бронзовых сосудов, изготовленных в позднем Инь и начале Западного Чжоу. При этом основополагающее значение имеет анализ исторической эволюции форм сосудов дин и гуй, на которые приходится большая часть надписей (см. приложение таблица 1). Систематическое сопоставление сосудов-эталонов, соответствующих периодам Западное Чжоу, позволяет установить определенные закономерности и в эволюции их орнамента – стилистике отдельных орнаментальных мотивов и в их сочетаемости друг с другом .


Чрезвычайно важным критерием датировки надписей является палеографический анализ. Одним из первых на палеографию как объективный датирующий признак обратил внимание Сунь Цычжоу. Го Можо уделял не очень много внимания палеографическому признаку при выяснении датировки, и на его неверные выводы, вызванные этим обстоятельством, указывали впоследствии многие исследователи .


Существует еще один критерий датировки, учитывающий содержание надписи – данные, отражающие генеалогические связи между владельцами нескольких сосудов. Корпус надписей, которыми исследователи располагали до середины 20века, только в редких случаях давал возможность применить данный критерий. Начиная с 70-х годов, когда археологами было обнаружено большое количество кладов с бронзовыми сосудами, принадлежавшими одной семье, возможности применения «генеалогического» критерия резко расширились. Наиболее показательным примером такого рода может служить клад из Фуфэна. Среди найденных там сосудов – чаша «Ши цянь пань». В тексте надписи на ней приводится не только краткий «биографический очерк», посвященный первым семи чжоуским ванам, но и генеалогия предков придворного скриба Цяна, автора инскрипции.


Комплексное использование различных методов датирования позволяет осуществить хронологическую разбивку надписей на бронзе. Такую разбивку осуществил В.М. Крюков. Он разделил все сосуды условно на 5 периодов (см. приложение 1). Именно это деление и было взято за основу для создания нашей Базы данных.

Глава 2. Характеристика содержания надписей по периодам

Цель этой главы заключается в ознакомлении с внешней и внутренней политикой, социальным строем и религиозными обычаями в древнем Китае. Для этого был сделан детальный анализ базы данных.


Всего в базе данных 506 сосудов. Они разделены на 5 периодов. Те сосуды, которые имеют надписи, очень важны для изучения истории Китая. С одной стороны, можно считать, что при изготовлении сосуда не было цели оставить последующим поколения подробное описание жизни китайского общества. С другой, с помощью письменного текста, отображённого на сакральном сосуде, духи предков ставились в известность о достижениях их потомков, и связи между отдельными представителями нобилитета и домом Чжоу получали религиозное освящение. Если сосуды изготавливались независимо от встреч с правителем, то тогда они либо не сопровождались надписями вовсе, либо их содержание было предельно кратким, так что как исторические источники они представляют собой меньший интерес (сосуд Ван Сунь Гао чжун).


В основном, название сосуда формируется из имени человека, о котором ведется речь (который изготовил сосуд) и из названия типа сосуда. Например, если в сосуде идет речь о человеке по имени Чжун Шань-фу, который изготовил треножник дин, то сосуд будет называться Чжун Шань-фу дин.


Содержание надписей многообразно, но есть и основные общие темы. В соответствии с ними был сделан анализ базы данных. Эти темы стоят в следующем порядке: указание имени вана, резиденция вана, занятия вана, важные приказы, занимаемые должности, принадлежность земель, военные походы, дарения


Рассмотрим отдельно каждый из пяти периодов.

Период 1. Шан-Инь


Только 15 сосудов из 67 (22,3%) имеют перевод надписи.


Очень важно, что некоторые надписи начинаются с датировки.


Указывается наличие вана, его сановников, а также имена некоторых людей, участвующих в описываемых событиях.


Отмечаются дарения ванов, причем главный подарок – связки раковин, на которые позднее должны быть изготовлены жертвенные сосуды. В этот период указывается от пяти до двухсот связок. Скорее всего, чем значительнее было событие, тем, соответственно, больше вознаграждение. Получивший такой подарок, должен был изготовить сосуд для жертвоприношений своим предкам. За все хорошее, что случалось в жизни тех людей, они благодарили предков. Данные сосуды рассчитывались ими как драгоценность и собирались ими пользоваться при исполнении обрядов « на протяжении жизни сыновей и внуков». Такие сосуды изготавливались с целью запечатления милости ванов и «государей» своим подчиненным и слугам.


Ван проводил аудиенции. Во время аудиенций чжоуские ваны и «государи» раздавали своим подданным награды за их личные достижения или в память о заслугах их предков, отдавали им новые приказы, распределяли между ними знаки отличия и регалии власти, наделяли их рабами и передавали в дар предметы для личного потребления. Эти аудиенции служили поводом для изготовления ритуальных предметов для жертвоприношений предкам.


В этот период надписи на сосудах содержат описание факта совершения жертвоприношений. Места жертвоприношений – поля, храмы. В жертву приносят животных, также совершают возлияние вина.

Период 2. Раннее Западное Чжоу


43 сосуда из 125 (34,4%) имеют перевод надписи.


По сравнению с надписями 1-го периода, они становятся длиннее.


Указываются имена ванов (1. У-ван, 2. Чэн- Ван 3. Кан-ван).


Когда правил Чэн-ван () столичная резиденция впервые была перенесена в Чэнчжоу. Во время правления Кан-вана аудиенция вана проходила в Цзунчжоу (сосуд Май Цзунь).


В свободное время Ван прогуливался на лодке, занимался охотой (стрелял в птиц (сосуд Лин и)). Иногда Ван устраивал состязания в стрельбе из лука. В нем принимали участие должностные лица и сыновья чиновников шиши (сосуд Лин Дин).


Помимо ванов, указываются сановники цинши, чиновники ляо, начальники, управители кварталов, местные владетели чжухоу (а именно: хоу, тянь, нань), дворцовые ремесленники, простолюдины шужэнь. Также становится известно, что общество подразделялось на кланы (например, клан Би-гуна).


Указывается, какие земли кому принадлежат. Земельное владение называется «цай».


Перечисляются военные походы (в Шан (сосуд Ли Гуй), на восточные государства (сосуд Бань гуй), на племя Гуй-фан (сосуд Сяо Юй Дин). Интересно то, что перечисляется также и военная добыча (сосуд Сяо Юй Дин), поход против юйфаней (сосуд Ши Люй Дин).


Роль дарений продолжают выполнять связки раковин (от 5-до 20 ), но уже значительно в меньшей степени. Теперь на первое место выходит металл. Начиная со времени правления Чэн-вана подарков становится все больше, а главное, разнообразнее.


В этот период больше всего сосудов «дин». Но если в первый период использовали почти одинаковое количество сосудов «дин» и «ю», то во второй период увеличивается количество сосудов «дин» и очень сильно возрастает, по сравнению с первым периодом, использование сосудов «гуй». «Дин» предназначались для вареной свинины (известно из надписи на сосуде Ши Хоу дин), «гуй» – треножник для зерна.

Период 3. Среднее Западное Чжоу.

В этот период 75 сосудов из 151 (49,7%) имеют перевод надписи


По-прежнему дается точная датировка некоторых событий.


Указываются имена: Чжао-вана, имя отца Гун-вана Му-вана, Вэнь и У ванов (их имена указываются как «совершенно мудрые предки», которые «покарали Инь» (сосуд Ши Сюнь гуй), Чэн и Кан-вана, Сяо-вана (сосуд Ху дин).


Резиденция вана – в Чжоу во дворце Бань-гун (сосуд ….дин), но также идет речь в некоторых надписях о дворце Каншаогун (сосуд Ши Сун гуй), о построенном при Гун-ване новом дворце Кангуне (сосуд Ван гуй), о дворце Сытухугун в Чэнчжоу (Ин ху).


Одним из любимых занятий вана в свободное время остается стрельба из лука на стрельбищах (сосуд Цюэ цао дин 2 ).


Перечисляются важные приказы ванов. Например, об отдачи каких либо ценных указаний по поводу управления государственными делами (сосуд Ши Сюнь гуй) или о назначении на должности (сосуд Ши Ху гуй).


Все указы вана были занесены на «скрижали» (сосуд Сю пань).


Занимаемы должности: начальник придворных писцов (сосуд Ху ху), слуги чэни (сосуд Ху дин), надзиратели ремесленников сыгун, смотрители жилища вана, надзиратели преступников сыкоу, (сосуд Ян гуй), управляющие кучерами левой и правой конюшен (сосуд Ши Дуй гуй 1), надзиратели земель сыту (сосуд Мянь фу), начальники музыкантов (сосуд Фуши Фань гуй)


Помимо ванов и чиновников указываются простолюдины чжун, челядь пу (сосуд Ши Хуй гуй).


Военные походы продолжаются: на юг и нападение на Чу-Цзин (сосуд И-юй гуй), на земли Цзин (Го-бо гуй). Также рассказывается о вторжении народа И и об отражении нападения чжоускими военными (сосуд Юй гуй), поход на Юйлинь (сосуд Дин гуй).


По всей видимости, в этот период металлических монет еще не было т.к. стоимость отдельно взятых товаров расценивалась в соответствии с количеством связок раковин. Например, нефритовый скипетр по стоимости был равен 80 связкам раковин (сосуд Вэй хэ).


В этот период дарения связаны с занимаемой должностью того, кому дарили. Военным – копья и колесницы, музыкантам – бубенцы, и т.д.


Особого внимания заслуживают два сосуда. 1. надпись на сосуде Ши Цян пань. Эта надпись представляет собой краткое описание самых важных событий истории Древнего Китая начиная с Вэнь-вана. 2. надпись на сосуде Ху дин. Вообще, сосуд Ху дин очень интересен с юридической позиции. В этом сосуде рассказывается полный судебный процесс (по делу о краже зерна) и все сопутствующие ему формальности. Такого же содержания представляет собой надпись на сосуде Яо дин.

Период 4. Позднее Западное Чжоу

В этот период 49 сосудов из 99 (49,5%) содержат перевод надписи.


По-прежнему продолжают указываются подробные датировки событий.


Некоторые надписи очень развернуты (например, на сосуде Мао-гун дин), а некоторые, наоборот, чрезмерно лаконичны (например, на сосуде Чжун И-фу лэй).


Называются следующие ваны: Сюань Ван (сосуды Си Цзя пань, Кэ сюй), Гун Ван(сосуд Да кэ дин 1 ), Чжао-ван (сосуд Цы дин) .


Резиденция вана в этот период находилась в Чжоу. Там у него было нескольско дворцов, например: дворц Каншаогун(сосуд Сун дин), дворец Чжаогун (сосуд Чуан гуй). Темами надписей продолжают быть дарения вана, походы.., но в этот период центральной темой становятся назначения на должности, причем зачастую они связаны с охраной и служением вану в качестве ближайших помощников.


Упоминаются следующие должности: чиновники иньши, историограф, надзиратели за строительством.(сосуд Сун дин), писцы и чиновники сяочэнь (сосуд Да Кэ дин 1), начальники сыту управляющие полями цзе (сосуд Цзай гуй), стряпчий шаньфу (сосуд Сяо Кэ дин1)


По-прежнему существует должность чжухоу и народ байсин(сосуд Си Цзя пань)


Упоминаются имена людей, которые показали себя с наилучшей стороны, сделав благое дело для вана и для государства. Например, надпись на сосуде Гоцзи Цзы-бо пань проявил себя в военном деле.


Продолжаются военные походы. Но в этом периоде они совершали походы против: жунов и сяньюней (сосуд Си Цзя пань), на юг против Цзяо и Хай (сосуд Э-хоу дин), на племена сяньюнь у Гаоиня (сосуд Бу Ци гуй). Совершаются не только военные походы. Например, в сосуде До Ю дин рассказывается о истории нападения противника и отражения его сил. Противник по имени Фансин был из племени сяньюнь. Сначала они напали на столицу, а затем на Сюнь. Бои с противником были при Гун, у Ши и у Чанцзя. В итоге проитвик был полностью повержен. Это победа, по всей видимости, действительно была очень важная для государства, так как Ван подаил предводителю своих войск не только земли и поля, нефритовый ковшик и колокол, но еще и «сто цзюнь чистой бронзы». Возможно «цзюнь» – это начинавшая входить в то время в обращение монета, вместо ранее используемых раковин.


Становится известно из надписи на сосуде Си Цзя пань, что Хуайские и – это люди, издавна платившие дань шелком и раковинами чжоускому вану. Также с них причитались люди и некоторые продукты.


Что касается дарений, то они довольно разнообразны и, как и в прошлый период, больше соответствуют должности того, кому дарят.

Период 5. Чуньцю-Чжаньго


В этот период 24 сосуда из 62 (38,7%) содержат переводы надписи.


Все чаще в надписях указывается только факт изготовления сосуда (сосуды Цзэн-бо Вэнь гуй, Мин-бо, Юнь Эр чжун и т.д.), а не причина, как это делали раньше.


Уже из надписи первого сосуда этого периода мы узнаем о назначении Цинь-гуна правителем царства.


Военные завоевания: царство Цинь подчинило себе варваров и ся (сосуд Цинь-гун гуй), ходили походом на Чу и Цзин и одержали над ними полную победу (сосуд Цзы Фань чжун).


Интересен тот факт, что в этот период среди сосудов, на которых есть надписи, большее число занимают колокола чжун (11 из 24 – 46%). Но, колокола изготавливались не только как ритуальные предметы, но они также использовались в повседневной жизни людей. Например, для увеселения гостей (сосуд Юнь Эр чжун).


Церемонии, которые проводились с помощью ритуальных сосудов, назывались сяо и сян. К сожалению, мы не знаем в чем они заключались, но точно известно, что они были связаны с почитанием предков рода (сосуд Цзэн-бо Ци фу).


Роль дарений выполняют также самые необходимые предметы для служения правителю и на благо государства, а не монеты или заменяющие их до этого раковины. Например, дарами могли быть колесницы, лошади, нефритовые подвески (сосуд Цзы Фань чжун).

Глава 3. Сведения о Поднебесной и обществе в период Западное Чжоу

В данной работе основной источник – эпиграфические памятники, а именно надписи на бронзе, например на парадных или ритуальных сосудах. Конечно, далеко не во всех из них присутствует информация, которая могла бы помочь в изучении истории Древнего Китая, поэтому история не может быть досконально прослежена по действительно достоверным источникам. Но, тем не менее, становится известно достаточное количество реалий. Рассмотрим подробнее, что стало известно при анализе надписей.

Несколько слов о ритуале

Что же такое ритуал? Ритуал – это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни. Ритуал (от латинского Ritualis) – исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий; выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал является частью и бытовых отношений. Безусловно, для совершения ритуала необходимы определенные предметы. Например, жертвенные сосуды. Любой текст на таких сосудах приобретает особое значение. В нем рассказывается причина совершения ритуала. В Китае, как и в любой другой стране, ритуал являлся прежде всего обрядом жертвоприношения, способом непосредственного общения с предками. А своеобразие китайской культуры проявляется, например, в том, что в отличие, от народов других стран, в Китае место мифических богов заняли легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков. С одной стороны, это действительно довольно необычно. Но с другой, создавая подобные надписи, древние люди донесли до нас очень ценную информацию, содержащую данные об истории и устройстве общества своего времени.


Итак, как мы уже говорили, все сосуды разделены на 5 периодов. Мы попытались проанализировать каждый из этих периодов отдельно. Особое внимание мы уделили 2–4 периодам, а 1 и 3 использовали для сопоставления. Что же можно сказать о китайском обществе и о Китае в целом, исходя из надписей на жертвенных сосудах?


Все надписи на сосудах по содержанию можно сгруппировать по темам: «дарения», «военные события», «назначение на должность (вступление в должность)». Также есть надписи, содержание которых нельзя отнести ни к одной из этих групп. Эту группу мы назвали «прочее». К ней относятся упоминания о жертвоприношениях и изготовлениях сосудов без указания причин. Посмотрим на диаграмму.


На ней четко видно, что в период Западное Чжоу дарения играли не такую большую роль как в период позднего Шан, но и не такую незначительную, как в период Чуньцю-Чжаньго. Наиболее значимой темой является тема военных действий. Из этого можно сделать вывод, что период Западное Чжоу знаменуется завоеванием новых земель и покорением соседних государственных образований. Эта тема являлась превалирующей для оповещения чжоуским населением духов предков. Ведь бронзовые сосуды с надписями, как уже упоминалось, имели сакральное предназначение: они употреблялись во время ритуалов жертвоприношения духам усопших предков. Сами священные сосуды служили вместилищем для вареного мяса, зерна, вина и прочих явств, а целью инскрипции было оповестить духов предков о событиях земного существования. Именно поэтому содержание эпиграфических сюжетов имело выборочный характер: в инскрипциях сообщалось не о всяких событиях, но только о самых важных из них, достойных увековечения в сакральной бронзе.


Акцентируя свое внимание на военных событиях, можно заметить, что Западное Чжоу – это воинственное государство. В период Раннее Западное Чжоу перечисляются военные походы (в Шан (сосуд Ли Гуй), на восточные государства (сосуд Бань гуй), на племя Гуй-фан (сосуд Сяо Юй Дин), поход против юйфаней (сосуд Ши Люй Дин). В период Среднего Западного Чжоу военные походы продолжаются: на юг и нападение на Чу-Цзин (сосуд И-юй гуй), на земли Цзин (Го-бо гуй). Также рассказывается о вторжении народа И и об отражении нападения чжоускими военными (сосуд Юй гуй), поход на Юйлинь (сосуд Дин гуй). В период Позднего Западного Чжоу совершались походы против: жунов и сяньюней (сосуд Си Цзя пань), на юг против Цзяо и Хай (сосуд Э-хоу дин), на племена сяньюнь у Гаоиня (сосуд Бу Ци гуй). Важно заметить, что совершаются не только военные походы. Например, в сосуде До Ю дин рассказывается о истории нападения противника и отражения его сил. Противник по имени Фансин был из племени сяньюнь. Сначала они напали на столицу, а затем на Сюнь. Бои с противником были при Гун, у Ши и у Чанцзя. В итоге противник был полностью повержен. Это победа, по всей видимости, действительно была очень важная для государства, так как Ван подарил предводителю своих войск не только земли и поля, нефритовый ковшик и колокол, но еще и «сто цзюнь чистой бронзы». Возможно «цзюнь» – это начинавшая входить в то время в обращение монета, вместо ранее используемых раковин. В ходе войн захватывали не только земли, людей, оружие, но и золото, скот, жертвенные сосуды и другую посуду. Интересно, что в период Шан-Инь пленных не брали, а приносили их в жертву своим духам прямо на месте сражения.


Что касается дарений, то они осуществлялись представителями наследственной знати, но чаще сего в этом качестве выступали верховные правители (ваны), а также высшие сановники – чжухоу. В начале Западного Чжоу на долю правителей приходится приблизительно 2/3 отображенных в эпиграфике пожалований, а в середине и конце западночжоуской эпохи этот показатель достигает около 75%. Это объясняется тем, что дарения ванов ценились превыше всех остальных дарений и именно получение ванских даров считалось наиболее существенным поводом для отливки дорогостоящего бронзового сосуда. В таблице 2 мы можем посмотреть, что было несколько видов наиболее частых даров. Так как все дары делались в зависимости от положения одариваемого в обществе и его нужд, то все дары можно классифицировать по группам (что чаще вместе дарилось). Например, за военные заслуги Ван даровал своим военачальникам земли, подданных и оружие. При назначении на должность какого-либо управителя, в качестве дарений выступали штандарты, одежда, обувь, головные уборы, нефритовые и яшмовые изделия, животные ( чаще – упряжки из 4 лошадей). Что касается вина – то оно всегда было неотъемлемой частью жертвоприношения. Поэтому зачастую оно выступает в качестве дарения мелким чиновникам. Так как изначально не было металлических монет, то люди зачастую расплачивались раковинами. Причем, минимальная единица – одна связка, состоящая из 20 раковин. Иногда количество раковин в связке достигало 100 штук.


Тема назначения на должность/вступления в должность была довольно частой в период Среднего Западного Чжоу. Управление государством не отделялось от религиозного ритуала, административные документы были одновременно священными скрижалями богов. Перечисляются важные приказы ванов. Это касалось и документов о отдаче каких либо ценных указаний по поводу управления государственными делами или о назначении на должности. Например существовали следующие должности: начальник придворных писцов (сосуд Ху ху), надзиратели ремесленников сыгун, смотрители жилища вана, надзиратели преступников сыкоу (сосуд Ян гуй), управляющие кучерами левой и правой конюшен (сосуд Ши Дуй гуй 1),надзиратели земель сыту (сосуд Мянь фу), надзиратели за строительством (сосуд Сун дин), управители кварталов, начальники музыкантов (сосуд Фуши Фань гуй), чиновники иньши, чиновники сяочэнь (сосуд Да Кэ дин 1), чиновники ляо, сановники цинши, историографы. Существовали и такие должности, как писцы, стряпчие шаньфу (сосуд Сяо Кэ дин 1). Местные владетели назывались чжухоу (а именно: хоу, тянь, нань). Существовали отдель ото всех дворцовые ремесленники. Простолюдины назывались шужэнь, слуги – чэни (сосуд Ху дин).


При анализе надписей на бронзовых сосудах мы также узнали о 


  1. территории Китая Западного Чжоу
  2. смогли обрисовать картину социального устройства чжоуского общества.

Территория и управление ею 

Из надписи на сосуде Ши Цян пань мы узнаем, что государство Чжоу возникло путем покорения многих соседних государств, в том числе и государства Инь, которое до этого было главенствующим на территории Китая. Надпись на этом сосуде напоминает отрывок из песенно-поэтического свода «Ши цзин». В надписях возвеличивается, в первую очередь, Вэнь Ван. Именно ему и его сыну, У-вану, приписано мистическое постижение священной «Воли Неба», повелевающей уничтожить «город Шан». С этими двумя персонами связан осоздание «Чжоуского государства». А с их потомками ( Чэн-ван, Кан-ван, Чжао-ван, Му-ван) – обустройство и укрепление нового государства. Западное Чжоу с самого начала не было единым. По своей структуре оно напоминало Хеттскую державу, где наместники, царевичи, подчиненные союзные правители платили дань верховному владыке, но сами автономно управляли своими областями. Кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, Западночжоуское государство включало в себя полусамостоятельные владения из числа завоеванных чжоусцами территорий (выделенные для родственников чжоуского дома и соратников вана), а также районы, отданные в управление крупным сановникам. Причем, важно заметить, все розданные территории ставились под надзор сециальных «наблюдателей» чжоуского вана. Таким образом, чжоуские ваны правили не непосредственно всей зависимой от них территорией.


Были распространены в то время комплексные ванские хозяйства – полеводческие, скотоводческие, ремесленные, управляющиеся особыми должностными лицами – «надзирателями земель» (сыту), «надзирателями ремесленников» и т.п. Существовали и царско-храмовые хозяйства, где Ван возглавлял и совершал некоторые священные обряды.


Очень важно, что в период Западное Чжоу армия, как орудие насилия государства выполняла еще и функцию принуждения к труду масс порабощенных. Поэтому у «военных чинов» были еще и особые производственные полномочия, связанные с организацией труда и подневольным содержанием работников огромных царских хозяйств; они же ведали и военным захватом этой рабочей силы.


Распространение практики земельных пожалований и организация обширных хозяйств привели к изменению целей и задач войны. Теперь они определялись, в первую очередь, захватом территорий, но затем также и рабочей силы – военнопленных. Этой категорией подневольных людей распоряжался сам Ван, распределяя работников между участниками военных походов. Он же осуществлял карательные меры, в частности, гарантировал возвращение господам беглых рабов.

Социальное устройство чжоуского общества.


Рассмотрим подробно схему 1.


Ван – верховный правитель государства. В его руках сосредотачивалась вся власть и сила. И первой обязанностью чжоуского вана было предводительство на войне и на охоте. В свободное время Ван прогуливался на лодке, занимался охотой (стрелял в птиц (сосуд Лин и)). Иногда Ван устраивал состязания в стрельбе из лука. В нем принимали участие должностные лица и сыновья чиновников шиши (сосуд Лин Дин). В каждом периоде в надписях есть упоминания о правителе китайского государства. Да, иногда указываются имена ванов, при которых была сделана та или иная надпись (например, на сосуде И-Юй гуй). Но чаще всего указываются имена ванов – основателей государства Чжоу.


Посмотрим на диаграмму. На ней как раз очень четко видно, что имена 4 ванов (Вэнь, У, Чэн, Чжао) упоминаются значительно чаще, чем имена ванов, которые правили после них.


После вана стоят его помощники. Они были самыми близкими люди, помогающие вану в управлении государством.


На следующей иерархической ступеньке стоят военачальники, которые относились к «Высшей знати». Так как Западное Чжоу было достаточно воинственным государством, то их роль была очень велика. Заслуги военачальников высокого ценились и по заслугам отмечались ваном. Высшая знать обязана была участвовать в войнах и больших царских охотах (своего рода подготовке к военной службе) вместе со своими колесницами и воинами. Она же снабжала дворец рабочей силой и обязана была всякого рода поставками: скота и птицы для жертвоприношений, черепаховых щитов, раковин каури, меди, олова и других видов сырья и довольствия.


Ступенькой ниже стоят надзиратели и чиновники. Стоит сказать, что на самом деле положение этого слоя в обществе не однозначно. С одной стороны, их можно поставить наравне с помощниками вана, т.к. они помогали вану в управлении землями и более низкими слоями населения. Их должность передавалась по наследству (от отца к сыну). С другой стороны, они не удостаивались частого внимания вана, в отличие от ванских помощников и различных военачальников.


Далее следуют так называемые свободные люди. Занимались скотоводством, ремеслом, охотой. Ремесло подразделялось на множество специализированных отраслей. Наметившаяся в это время организация производства в довольно крупных масштабах, в частности в соляном промысле, горнорудном и бронзолитейном деле, была связана преимущественно с царским хозяйством. Расположение центров ремесла, как правило, соответствовало месторождениям источников сырья. Рассматриваемое время — эпоха расцвета бронзового века на территории Китая. Улучшается техника изготовления сплавов бронзы, плавка сочетается с ковкой, получает распространение техника многофазового литья, совершенствуются конструкции разборных форм. Значительно расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы оружия: щиты, броня, бронзовые мечи. Такое оружие делало воина значительно превосходящим по силе любого работника, располагавшего лишь орудиями труда.


Ну а заключают эту иерархическую лестницу рабы. В период Западное Чжоу начинают появляться частные земельные хозяйства, не включавшиеся в общины. Основную рабочую силу таких хозяйств, так же как и ванских, составляли работники самых различных категорий и разных наименовании, находившиеся на рабском положении или близком к нему, однако не во всех случаях полностью лишенные личностных прав, что было отражением ранней стадии развития рабовладельческого производства. Об укреплении власти людей, владевших подневольными рабочими свидетельствуют раскопки могильников этого периода, где вместе с состоятельным хозяином хоронили нескольких (обычно двух-четырех) его рабов, связанных и насильственно умерщвленных. В число подневольных рабочих также входили пленные и осужденные.


Как становится ясно, в основе социального неравенства лежало неравенство имущественное. Это становится видно из того, что, например, собственно чжоуское население – байсин находилось в привилегированном положении по сравнению со всеми остальными, обладая, в частности, правом на даровые раздачи предметов питания и т.д.


Безусловно, существовали и определенные меры по укреплению государства изнутри. Ведь чжоуское государство принадлежало чжоуского обществу. А как мы знаем, общество, это группа людей, которыми так или иначе нужно управлять. Среди надписей на сосудах есть надписи, которые рассказывают о судебных процессах в государстве. Судебная деятельность являлась привилегией знати, судившей по нормам обычного права, которое, однако, иногда оказывалось не в состоянии регулировать усложнившиеся отношения между государством и подданными, знатью и общинной массой. Самыми частыми преступлениями были кражи продуктов и изделий из ценных камней (нефрита и яшмы).


Тут изложена лишь краткая информация по истории, которую во многом надо дополнять из еще неизученных и непроанализированных надписей на бронзовых сосудах.

Заключение

Завершая работу, надо сказать об общих выводах, к которым мы пришли в ходе работы, и результатах, полученных в ходе исследования.


Данная работа является пока что частью общего исследования истории Китая периода Западное Чжоу, исходя из надписей на бронзовых ритуальных сосудах. Этот период истории Китая вызывает огромный интерес среди историков востоковедов. Мы выбрали не самый легкий для изучения истории памятник, но, пожалуй, один из самых достоверных. Системный анализ источника очень облегчил поставленную перед нами цель. Безусловно, мы ее выполнили не полностью, исследование еще предстоит продолжить. На настоящей работе мы постарались выявить политические и социальные закономерности. Но ведь в ходе работы перед нами возникали новые вопросы, новые цели и задачи. И именно это побуждает исследователя к дальнейшей работе.


Итак, общие выводы по проделанной работе. Авторы надписей на бронзовых ритуальных сосудах сообщали духам своих предков о самых важных, по их мнению, земных событиях. И очень хорошо, что они передавали всю информацию в мельчайших подробностях. Это и позволяет нам использовать такие надписи как исторический источник. Из них мы и узнаем, что Китай в эпоху Западное Чжоу был очень сильным государством. Оно подчиняло соседние территории, и при этом очень грамотно контролировало все внутренние процессы. Западночжоуское общество было очень развитым и довольно сложным. Чтобы управлять им требовалось немало сил. Для этого правительству нужна была сильная социальная опора (в лице ближайших людей вана или его соратников).


В данной работе не был представлен подробный анализ каждого отдельно взятого исторически важного лица. Они были рассмотрены все вместе. Возможно, это не совсем правильно. Но ведь изучать надо используя разные подходы. Наш был одним из них.


Работу над «памятником» необходимо продолжать. И после, возможно, удастся написать полную достоверную историю древнего Китая в период Западное Чжоу.

Приложения

Приложение 1: периоды, на которые подразделены переводы надписей бронзовых изделий


  1. Шан-Инь прибл. 1600–1030 гг до н.э.
  2. Раннее Западное Чжоу 1027–984 гг до н.э.
  3. Среднее Западное Чжоу 984–897 гг до н.э.
  4. Позднее Западное Чжоу 897–771 гг до н.э.
  5. Чуньцю-Чжаньго 770–221 гг до н.э.

Таблица 1. Частота использования сосудов


Сосуд 1 период 2 период 3 период 4 период 5 период всего
1. гуй  7 36 73 29 13 158
2. дин  16 37 32 30 8 123
3. ю  14 15 7 0 0 36
4. цзунь 9 13 3 1 0 26
5. и  6 9 4 1 0 20
6. цзяо 3 0 0 0 0 3
7. янь  2 1 1 0 0 4
8. гу  1 0 0 0 0 1
9. цзяо 1 0 0 0 0 1
10. ли  1 1 0 0 0 2
11. хэ  1 4 2 0 0 7
12. юй  1 0 1 0 1 3
13. цзюэ 2 2 0 0 0 4
14. ху  0 2 6 7 7 22
15. чжи  0 2 2 0 0 4
16. гун  0 1 0 0 0 1
17. чжун 0 0 7 13 18 38
18. пань 0 0 5 4 1 10
19. сюй  0 0 4 11 1 16
20. фу  0 0 1 0 5 6
21. дунь 0 0 0 0 3 3
22. бо  0 0 0 0 1 1
23. дянь 0 0 0 0 1 1
24. гоудя 0 0 0 0 1 1
25. тао  1 0 0 0 0 1
26. ци  0 1 0 0 0 1
27. гай  0 0 1 0 0 1
28. фанъи 0 0 1 0 0 1
29. фоу  0 0 0 0 1 1
30. лэй 0 0 0 1 0 1
31. сюйгай 0 0 0 1 0 1
32. шао  0 0 0 1 0 1
33. сю  0 1 0 0 0 1
34. ? 1 1
0
1 1 4
ВСЕГО 66 126 150 100 62 504

Таблица 2. Дары


Виды даров 1 период 2 период 3 период 4 период 5 период Всего
Раковины 13 10 3 0 0 26
Металл 0 7 0 1 1 9
Сосуды 0 2 2 2 2 8
Вино 0 4 2 4 0 10
Подданные 0 5 3 4 0 12
Земля 0 5 5 4 0 14
Животные 0 4 5 2 2 13
Нефритовые и яшмовые изделия 0 0 11 6 1 17
Музыкальные инструменты 0 0 2 2 0 4
Штандарты 0 2 7 2 0 11
Оружие 0 4 4 2 0 10
Одежда, обувь, головные уборы 0 4 8 4 1 17
Колесницы 0 3 2 0 2 7
Упряжь 0 0 5 4 0 9
ВСЕГО 13 50 59 37 9 168

Библиография


  1. Васильев К.В. «Истоки китайской цивилизации». М.1998г.
  2. Васильев К.В. Религиозно-магическая интерпретация власти вана в западно-чжоуских эпиграфических текстах. – Китай: Общество и государство. Москва, 1973.
  3. Васильев К.В. Центральная власть и органы местного управления в годы расцвета Западном Чжоу. – История и культура Китая. Москва, 1974.
  4. История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002 (переводы Кучеры С.И.)
  5. Крюков В.М.«Ритуальная коммуникация в древнем Китае», М., 1997
  6. Крюков В.М.«Текст и ритуал», М., 2000
  7. Крюков В.М. Система дарений и ее эволюция в Китае эпохи Чжоу / Четырнадцатая? научная конференция «Общество и государство в Китае», ч.1. М., 1983
  8. Крюков В.М. Погребальный обряд в архаическом Китае и проблемы формирования ранговой иерархии. -Пятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае», ч.1. М, 1984
  9. Крюков В.М. Эволюция погребального обряда в архаическом Китае: социальный и этнический аспекты. Этническая культура: динамика основных элементов. М., 1984
  10. Крюков В.М. Военные походы в системе социальных отношений древнекитайского общества конца 2-го – начала 10-го тыс. до н.э. – Шестнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае», ч.1. М., 1985
  11. Крюков В.М. Человеческие жертвоприношения в древнем Китае:оценки и интерпретации в историографии КНР. – Общественные науки за рубежем (серия К) 4. 1985
  12. Крюков В.М. О первоначальной семантике дэ. – Семнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае», ч.1. М.,1986
  13. Крюков В.М. Символика коммуникации в архаическом ритуале и ее переосмысление в философских традициях древнего Китая. – Восемнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае» ч.1. М.,1987
  14. Крюков В.М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае)/ этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988
  15. Крюков В.М. Надписи на западночжоуских бронзовых сосудах из Фуфэна (КНР) – Вестник древней истории 1.,1988
  16. Крюков В.М. Французская социологическая школа – Свод этнографических понятий и терминов (Этнография и смежных дисциплины. Этнографические школы и направления). М., 1988
  17. Крюков В.М. Новые археологические открытия в КНР. – Вестник древней истории, № 4.
  18. Крюков М.В., Сафронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978 (переводы Крюкова М.В.)
  19. Крюков М.В., Хуан Шуин. Древнекитайский язык (тексты, грамматика, лексический комментарий). М., 1978.
  20. Кучера С.И. Сяо в надписях на бронзовых изделиях. – 21 научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1999
  21. Ульянов М.Ю. Лекции по истории древнего Китая, 2004
  22. Хаютина М.С. Институты «гостей» и «друзей» в Древнем Китае (Эволюция социальных и политических явлений и соответствующей терминологии в периоды Западное Чжоу, Чуньцю и Чжаньго). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1997
  23. Хаютина М.С. Пэнью и бинь в надписях на бронзовых сосудах эпохи Западного Чжоу. М., 1999
  24. Хаютина М.С. Посторонние и потустороннее: любили ли древние китайцы гостей? – Восток – Запад. Историко-литературный альманах. М., 2002
  25. Хаютина М.С. Природа и этика «дружбы» в Древнем Китае эпохи Западного Чжоу (XI – VIII вв. до н. э.). – http://www.members.tripod.com/~etor_best/patheast.html
  26. Хаютина М.С. Повар или министр ? – Драгоценные треножники Доброго Мужа Кэ – http://www.umass.edu/wsp/conferences/wswg/17/khayutina.html
  27. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., 1997
  28. Nivison D. Fully Dated Western Zhou Bronze Inscriptions, 1997 – http://www.stanford.edu/~dnivison/WZBronzes.html
  29. Rawson J. Western Zhou Ritual Bronzes from the Arthur M. Sackler Collections. Cambridge, 1990
  30. Shaughnessy, E.L. Sources of Western Zhou History: Inscribed Bronze Vessels. Berkeley, 1991
  31. Го Можо. Лян Чжоу цзиньвэнь цы даси (Общий свод надписей на бронзе эпизи Западного и Восточного Чжоу). Пекин, 1958
  32. Инь Чжоу. Инь Чжоу цзиньвэнь цзичэн (Свод надписей на бронзе эпохи Инь-Чжоу). Т.1–15. Пекин, 1984
  33. Тан Лань. Си Чжоу тунцы дуаньдай чжун ды Кан-гун вэньти (К вопросу о «Кан-гуне» в связи с датировкой бронзовых сосудов Западного Чжоу) – Каогу сюэбао, 1962, № ?
  34. У Цичан. Цзиньвэнь лишо шучжэн (Исследование летоисчисления в надписях на бронзовых сосудах) – Яньцзы сюэбао, 1936, № 6


1 База Данных была составлена Поповой Г.С. и Ульяновым М.Ю.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Один комментарий. [Показать комментарии/форму]