Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ИсторияКитая?/Древность/ЗападноеЧжоу/КурсоваяРаботаАнна/Глава2 ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

ГЛАВА 2. Характеристика содержания надписей по периодам


Цель этой главы заключается в ознакомлении с внешней и внутренней политикой, социальным строем и религиозными обычаями в древнем Китае. Для этого был сделан детальный анализ базы данных.


Всего в базе данных 506 сосудов. Они разделены на 5 периодов. Те сосуды, которые имеют надписи, очень важны для изучения истории Китая. С одной стороны, можно считать, что при изготовлении сосуда не было цели оставить последующим поколения подробное описание жизни китайского общества. С другой, с помощью письменного текста, отображённого на сакральном сосуде, духи предков ставились в известность о достижениях их потомков, и связи между отдельными представителями нобилитета и домом Чжоу получали религиозное освящение. Если сосуды изготавливались независимо от встреч с правителем, то тогда они либо не сопровождались надписями вовсе, либо их содержание было предельно кратким, так что как исторические источники они представляют собой меньший интерес (сосуд Ван Сунь Гао чжун).
В основном, название сосуда формируется из имени человека, о котором ведется речь (который изготовил сосуд) и из названия типа сосуда. Например, если в сосуде идет речь о человеке по имени Чжун Шань-фу, который изготовил треножник дин, то сосуд будет называться Чжун Шань-фу дин.
Содержание надписей многообразно, но есть и основные общие темы. В соответствии с ними был сделан анализ базы данных. Эти темы стоят в следующем порядке: указание имени вана, резиденция вана, занятия вана, важные приказы, занимаемые должности, принадлежность земель, военные походы, дарения
Рассмотрим отдельно каждый из пяти периодов.

Период 1. Шан-Инь

Только 15 сосудов из 67 (22,3%) имеют перевод надписи.
Очень важно, что некоторые надписи начинаются с датировки.
Указывается наличие вана, его сановников, а также имена некоторых людей, участвующих в описываемых событиях.
Отмечаются дарения ванов, причем главный подарок – связки раковин, на которые позднее должны быть изготовлены жертвенные сосуды. В этот период указывается от пяти до двухсот связок. Скорее всего, чем значительнее было событие, тем, соответственно, больше вознаграждение. Получивший такой подарок, должен был изготовить сосуд для жертвоприношений своим предкам. За все хорошее, что случалось в жизни тех людей, они благодарили предков. Данные сосуды рассчитывались ими как драгоценность и собирались ими пользоваться при исполнении обрядов « на протяжении жизни сыновей и внуков». Такие сосуды изготавливались с целью запечатления милости ванов и «государей» своим подчиненным и слугам.
Ван проводил аудиенции. Во время аудиенций чжоуские ваны и «государи» раздавали своим подданным награды за их личные достижения или в память о заслугах их предков, отдавали им новые приказы, распределяли между ними знаки отличия и регалии власти, наделяли их рабами и передавали в дар предметы для личного потребления. Эти аудиенции служили поводом для изготовления ритуальных предметов для жертвоприношений предкам.
В этот период надписи на сосудах содержат описание факта совершения жертвоприношений. Места жертвоприношений – поля, храмы. В жертву приносят животных, также совершают возлияние вина.

Период 2. Раннее Западное Чжоу

43 сосуда из 125 (34,4%) имеют перевод надписи.
По сравнению с надписями 1-го периода, они становятся длиннее.
Указываются имена ванов (1. У-ван, 2. Чэн- Ван 3. Кан-ван).
Когда правил Чэн-ван () столичная резиденция впервые была перенесена в Чэнчжоу. Во время правления Кан-вана аудиенция вана проходила в Цзунчжоу (сосуд Май Цзунь).
В свободное время Ван прогуливался на лодке, занимался охотой (стрелял в птиц (сосуд Лин и)). Иногда Ван устраивал состязания в стрельбе из лука. В нем принимали участие должностные лица и сыновья чиновников шиши (сосуд Лин Дин).
Помимо ванов, указываются сановники цинши, чиновники ляо, начальники, управители кварталов, местные владетели чжухоу (а именно: хоу, тянь, нань), дворцовые ремесленники, простолюдины шужэнь. Также становится известно, что общество подразделялось на кланы (например, клан Би-гуна).
Указывается, какие земли кому принадлежат. Земельное владение называется «цай».
Перечисляются военные походы (в Шан (сосуд Ли Гуй), на восточные государства (сосуд Бань гуй), на племя Гуй-фан (сосуд Сяо Юй Дин). Интересно то, что перечисляется также и военная добыча (сосуд Сяо Юй Дин), поход против юйфаней (сосуд Ши Люй Дин).
Роль дарений продолжают выполнять связки раковин (от 5-до 20 ), но уже значительно в меньшей степени. Теперь на первое место выходит металл. Начиная со времени правления Чэн-вана подарков становится все больше, а главное, разнообразнее.


В этот период больше всего сосудов «дин». Но если в первый период использовали почти одинаковое количество сосудов «дин» и «ю», то во второй период увеличивается количество сосудов «дин» и очень сильно возрастает, по сравнению с первым периодом, использование сосудов «гуй». «Дин» предназначались для вареной свинины (известно из надписи на сосуде Ши Хоу дин), «гуй» – треножник для зерна.

Период 3. Среднее Западное Чжоу.

В этот период 75 сосудов из 151 (49,7%) имеют перевод надписи
По-прежнему дается точная датировка некоторых событий.
Указываются имена: Чжао-вана, имя отца Гун-вана Му-вана, Вэнь и У ванов (их имена указываются как «совершенно мудрые предки», которые «покарали Инь» (сосуд Ши Сюнь гуй), Чэн и Кан-вана, Сяо-вана (сосуд Ху дин).
Резиденция вана – в Чжоу во дворце Бань-гун (сосуд ….дин), но также идет речь в некоторых надписях о дворце Каншаогун (сосуд Ши Сун гуй), о построенном при Гун-ване новом дворце Кангуне (сосуд Ван гуй), о дворце Сытухугун в Чэнчжоу (Ин ху).
Одним из любимых занятий вана в свободное время остается стрельба из лука на стрельбищах (сосуд Цюэ цао дин 2 ).
Перечисляются важные приказы ванов. Например, об отдачи каких либо ценных указаний по поводу управления государственными делами (сосуд Ши Сюнь гуй) или о назначении на должности (сосуд Ши Ху гуй).
Все указы вана были занесены на «скрижали» (сосуд Сю пань).
Занимаемы должности: начальник придворных писцов (сосуд Ху ху), слуги чэни (сосуд Ху дин), надзиратели ремесленников сыгун, смотрители жилища вана, надзиратели преступников сыкоу, (сосуд Ян гуй), управляющие кучерами левой и правой конюшен (сосуд Ши Дуй гуй 1), надзиратели земель сыту (сосуд Мянь фу), начальники музыкантов (сосуд Фуши Фань гуй)
Помимо ванов и чиновников указываются простолюдины чжун, челядь пу (сосуд Ши Хуй гуй).
Военные походы продолжаются: на юг и нападение на Чу-Цзин (сосуд И-юй гуй), на земли Цзин (Го-бо гуй). Также рассказывается о вторжении народа И и об отражении нападения чжоускими военными (сосуд Юй гуй), поход на Юйлинь (сосуд Дин гуй).
По всей видимости, в этот период металлических монет еще не было т.к. стоимость отдельно взятых товаров расценивалась в соответствии с количеством связок раковин. Например, нефритовый скипетр по стоимости был равен 80 связкам раковин (сосуд Вэй хэ).
В этот период дарения связаны с занимаемой должностью того, кому дарили. Военным – копья и колесницы, музыкантам – бубенцы, и т.д.
Особого внимания заслуживают два сосуда. 1. надпись на сосуде Ши Цян пань. Эта надпись представляет собой краткое описание самых важных событий истории Древнего Китая начиная с Вэнь-вана. 2. надпись на сосуде Ху дин. Вообще, сосуд Ху дин очень интересен с юридической позиции. В этом сосуде рассказывается полный судебный процесс (по делу о краже зерна) и все сопутствующие ему формальности. Такого же содержания представляет собой надпись на сосуде Яо дин.

Период 4. Позднее Западное Чжоу

В этот период 49 сосудов из 99 (49,5%) содержат перевод надписи.
По-прежнему продолжают указываются подробные датировки событий.
Некоторые надписи очень развернуты (например, на сосуде Мао-гун дин), а некоторые, наоборот, чрезмерно лаконичны (например, на сосуде Чжун И-фу лэй).
Называются следующие ваны: Сюань Ван (сосуды Си Цзя пань, Кэ сюй), Гун Ван(сосуд Да кэ дин 1 ), Чжао-ван (сосуд Цы дин) .
Резиденция вана в этот период находилась в Чжоу. Там у него было нескольско дворцов, например: дворц Каншаогун(сосуд Сун дин), дворец Чжаогун (сосуд Чуан гуй). Темами надписей продолжают быть дарения вана, походы.., но в этот период центральной темой становятся назначения на должности, причем зачастую они связаны с охраной и служением вану в качестве ближайших помощников.
Упоминаются следующие должности: чиновники иньши, историограф, надзиратели за строительством.(сосуд Сун дин), писцы и чиновники сяочэнь (сосуд Да Кэ дин 1), начальники сыту управляющие полями цзе (сосуд Цзай гуй), стряпчий шаньфу (сосуд Сяо Кэ дин1)
По-прежнему существует должность чжухоу и народ байсин(сосуд Си Цзя пань)
Упоминаются имена людей, которые показали себя с наилучшей стороны, сделав благое дело для вана и для государства. Например, надпись на сосуде Гоцзи Цзы-бо пань проявил себя в военном деле.
Продолжаются военные походы. Но в этом периоде они совершали походы против: жунов и сяньюней (сосуд Си Цзя пань), на юг против Цзяо и Хай (сосуд Э-хоу дин), на племена сяньюнь у Гаоиня (сосуд Бу Ци гуй). Совершаются не только военные походы. Например, в сосуде До Ю дин рассказывается о истории нападения противника и отражения его сил. Противник по имени Фансин был из племени сяньюнь. Сначала они напали на столицу, а затем на Сюнь. Бои с противником были при Гун, у Ши и у Чанцзя. В итоге проитвик был полностью повержен. Это победа, по всей видимости, действительно была очень важная для государства, так как Ван подаил предводителю своих войск не только земли и поля, нефритовый ковшик и колокол, но еще и «сто цзюнь чистой бронзы». Возможно «цзюнь» – это начинавшая входить в то время в обращение монета, вместо ранее используемых раковин.
Становится известно из надписи на сосуде Си Цзя пань, что Хуайские и – это люди, издавна платившие дань шелком и раковинами чжоускому вану. Также с них причитались люди и некоторые продукты.
Что касается дарений, то они довольно разнообразны и, как и в прошлый период, больше соответствуют должности того, кому дарят.

Период 5. Чуньцю-Чжаньго

В этот период 24 сосуда из 62 (38,7%) содержат переводы надписи.
Все чаще в надписях указывается только факт изготовления сосуда (сосуды Цзэн-бо Вэнь гуй, Мин-бо, Юнь Эр чжун и т.д.), а не причина, как это делали раньше.
Уже из надписи первого сосуда этого периода мы узнаем о назначении Цинь-гуна правителем царства.
Военные завоевания: царство Цинь подчинило себе варваров и ся (сосуд Цинь-гун гуй), ходили походом на Чу и Цзин и одержали над ними полную победу (сосуд Цзы Фань чжун).
Интересен тот факт, что в этот период среди сосудов, на которых есть надписи, большее число занимают колокола чжун (11 из 24 – 46%). Но, колокола изготавливались не только как ритуальные предметы, но они также использовались в повседневной жизни людей. Например, для увеселения гостей (сосуд Юнь Эр чжун).
Церемонии, которые проводились с помощью ритуальных сосудов, назывались сяо и сян. К сожалению, мы не знаем в чем они заключались, но точно известно, что они были связаны с почитанием предков рода (сосуд Цзэн-бо Ци фу).
Роль дарений выполняют также самые необходимые предметы для служения правителю и на благо государства, а не монеты или заменяющие их до этого раковины. Например, дарами могли быть колесницы, лошади, нефритовые подвески (сосуд Цзы Фань чжун).



 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]