Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ИсторияКитая?/Древность/ЗападноеЧжоу/КурсоваяРаботаАнна/Глава3 ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

ГЛАВА 3. Сведения о Поднебесной и обществе в период Западное Чжоу


В данной работе основной источник – эпиграфические памятники, а именно надписи на бронзе, например на парадных или ритуальных сосудах. Конечно, далеко не во всех из них присутствует информация, которая могла бы помочь в изучении истории Древнего Китая, поэтому история не может быть досконально прослежена по действительно достоверным источникам. Но, тем не менее, становится известно достаточное количество реалий. Рассмотрим подробнее, что стало известно при анализе надписей.


Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Но, как известно, в традиционной культуре любого народа далеко не последнее место занимают представления о волшебном, сверхъестественном. Такие представления оказывают сильное влияние на поведение людей и на культуру общества в целом. Эти представления, по мере своего усиления, превращаются в некие обычаи, которые зачастую состоят из различных ритуалов.
Что же такое ритуал? Ритуал – это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни. Ритуал (от латинского Ritualis) – исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий; выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал является частью и бытовых отношений. Безусловно, для совершения ритуала необходимы определенные предметы. Например, жертвенные сосуды. Любой текст на таких сосудах приобретает особое значение. В нем рассказывается причина совершения ритуала. В Китае, как и в любой другой стране, ритуал являлся прежде всего обрядом жертвоприношения, способом непосредственного общения с предками. А своеобразие китайской культуры проявляется, например, в том, что в отличие, от народов других стран, в Китае место мифических богов заняли легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков. С одной стороны, это действительно довольно необычно. Но с другой, создавая подобные надписи, древние люди донесли до нас очень ценную информацию, содержащую данные об истории и устройстве общества своего времени.


Мы уже говорили, что все сосуды разделены по пяти периодам. Мы попытались проанализировать каждый из этих периодов отдельно. Особое внимание мы уделили 2–4 периодам, а 1 и 3 использовали для сопоставления. Что же можно сказать о китайском обществе и о Китае в целом, исходя из надписей на жертвенных сосудах?


Все надписи на сосудах по содержанию можно сгруппировать по темам: «дарения», «военные события», «назначение на должность (вступление в должность)». Также есть надписи, содержание которых нельзя отнести ни к одной из этих групп. Эту группу мы назвали «прочее». К ней относятся упоминания о жертвоприношениях и изготовлениях сосудов без указания причин. Посмотрим на диаграмму .


На ней четко видно, что в период Западное Чжоу дарения играли не такую большую роль как в период позднего Шан, но и не такую незначительную, как в период Чуньцю-Чжаньго. Наиболее значимой темой является тема военных действий. Из этого можно сделать вывод, что период Западное Чжоу знаменуется завоеванием новых земель и покорением соседних государственных образований. Эта тема являлась превалирующей для оповещения чжоуским населением духов предков. Ведь бронзовые сосуды с надписями, как уже упоминалось, имели сакральное предназначение: они употреблялись во время ритуалов жертвоприношения духам усопших предков. Сами священные сосуды служили вместилищем для вареного мяса, зерна, вина и прочих явств, а целью инскрипции было оповестить духов предков о событиях земного существования. Именно поэтому содержание эпиграфических сюжетов имело выборочный характер: в инскрипциях сообщалось не о всяких событиях, но только о самых важных из них, достойных увековечения в сакральной бронзе.
Акцентируя свое внимание на военных событиях, можно заметить, что Западное Чжоу – это воинственное государство. В период Раннее Западное Чжоу перечисляются военные походы (в Шан (сосуд Ли Гуй), на восточные государства (сосуд Бань гуй), на племя Гуй-фан (сосуд Сяо Юй Дин), поход против юйфаней (сосуд Ши Люй Дин). В период Среднего Западного Чжоу военные походы продолжаются: на юг и нападение на Чу-Цзин (сосуд И-юй гуй), на земли Цзин (Го-бо гуй). Также рассказывается о вторжении народа И и об отражении нападения чжоускими военными (сосуд Юй гуй), поход на Юйлинь (сосуд Дин гуй). В период Позднего Западного Чжоу совершались походы против: жунов и сяньюней (сосуд Си Цзя пань), на юг против Цзяо и Хай (сосуд Э-хоу дин), на племена сяньюнь у Гаоиня (сосуд Бу Ци гуй). Важно заметить, что совершаются не только военные походы. Например, в сосуде До Ю дин рассказывается о истории нападения противника и отражения его сил. Противник по имени Фансин был из племени сяньюнь. Сначала они напали на столицу, а затем на Сюнь. Бои с противником были при Гун, у Ши и у Чанцзя. В итоге противник был полностью повержен. Это победа, по всей видимости, действительно была очень важная для государства, так как Ван подарил предводителю своих войск не только земли и поля, нефритовый ковшик и колокол, но еще и «сто цзюнь чистой бронзы». Возможно «цзюнь» – это начинавшая входить в то время в обращение монета, вместо ранее используемых раковин. В ходе войн захватывали не только земли, людей, оружие, но и золото, скот, жертвенные сосуды и другую посуду. Интересно, что в период Шан-Инь пленных не брали, а приносили их в жертву своим духам прямо на месте сражения.
Что касается дарений, то они осуществлялись представителями наследственной знати, но чаще сего в этом качестве выступали верховные правители (ваны), а также высшие сановники – чжухоу. В начале Западного Чжоу на долю правителей приходится приблизительно 2/3 отображенных в эпиграфике пожалований, а в середине и конце западночжоуской эпохи этот показатель достигает около 75%. Это объясняется тем, что дарения ванов ценились превыше всех остальных дарений и именно получение ванских даров считалось наиболее существенным поводом для отливки дорогостоящего бронзового сосуда. В таблице 2 мы можем посмотреть, что было несколько видов наиболее частых даров. Так как все дары делались в зависимости от положения одариваемого в обществе и его нужд, то все дары можно классифицировать по группам (что чаще вместе дарилось). Например, за военные заслуги Ван даровал своим военачальникам земли, подданных и оружие. При назначении на должность какого-либо управителя, в качестве дарений выступали штандарты, одежда, обувь, головные уборы, нефритовые и яшмовые изделия, животные ( чаще – упряжки из 4 лошадей). Что касается вина – то оно всегда было неотъемлемой частью жертвоприношения. Поэтому зачастую оно выступает в качестве дарения мелким чиновникам. Так как изначально не было металлических монет, то люди зачастую расплачивались раковинами. Причем, минимальная единица – одна связка, состоящая из 20 раковин. Иногда количество раковин в связке достигало 100 штук.
Тема назначения на должность/вступления в должность была довольно частой в период Среднего Западного Чжоу. Управление государством не отделялось от религиозного ритуала, административные документы были одновременно священными скрижалями богов. Перечисляются важные приказы ванов. Это касалось и документов о отдаче каких либо ценных указаний по поводу управления государственными делами или о назначении на должности. Например существовали следующие должности: начальник придворных писцов (сосуд Ху ху), надзиратели ремесленников сыгун, смотрители жилища вана, надзиратели преступников сыкоу (сосуд Ян гуй), управляющие кучерами левой и правой конюшен (сосуд Ши Дуй гуй 1),надзиратели земель сыту (сосуд Мянь фу), надзиратели за строительством (сосуд Сун дин), управители кварталов, начальники музыкантов (сосуд Фуши Фань гуй), чиновники иньши, чиновники сяочэнь (сосуд Да Кэ дин 1), чиновники ляо, сановники цинши, историографы. Существовали и такие должности, как писцы, стряпчие шаньфу (сосуд Сяо Кэ дин 1). Местные владетели назывались чжухоу (а именно: хоу, тянь, нань). Существовали отдель ото всех дворцовые ремесленники. Простолюдины назывались шужэнь, слуги – чэни (сосуд Ху дин).


При анализе надписей на бронзовых сосудах мы также узнали о 
1. территории Китая Западного Чжоу
2. смогли обрисовать картину социального устройства чжоуского общества.

Территория и управление ею 

Из надписи на сосуде Ши Цян пань мы узнаем, что государство Чжоу возникло путем покорения многих соседних государств, в том числе и государства Инь, которое до этого было главенствующим на территории Китая. Надпись на этом сосуде напоминает отрывок из песенно-поэтического свода «Ши цзин». В надписях возвеличивается, в первую очередь, Вэнь Ван. Именно ему и его сыну, У-вану, приписано мистическое постижение священной «Воли Неба», повелевающей уничтожить «город Шан». С этими двумя персонами связан осоздание «Чжоуского государства». А с их потомками ( Чэн-ван, Кан-ван, Чжао-ван, Му-ван) – обустройство и укрепление нового государства. Западное Чжоу с самого начала не было единым. По своей структуре оно напоминало Хеттскую державу, где наместники, царевичи, подчиненные союзные правители платили дань верховному владыке, но сами автономно управляли своими областями. Кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, Западночжоуское государство включало в себя полусамостоятельные владения из числа завоеванных чжоусцами территорий (выделенные для родственников чжоуского дома и соратников вана), а также районы, отданные в управление крупным сановникам. Причем, важно заметить, все розданные территории ставились под надзор сециальных «наблюдателей» чжоуского вана. Таким образом, чжоуские ваны правили не непосредственно всей зависимой от них территорией.
Были распространены в то время комплексные ванские хозяйства – полеводческие, скотоводческие, ремесленные, управляющиеся особыми должностными лицами – «надзирателями земель» (сыту), «надзирателями ремесленников» и т.п. Существовали и царско-храмовые хозяйства, где Ван возглавлял и совершал некоторые священные обряды.
Очень важно, что в период Западное Чжоу армия, как орудие насилия государства выполняла еще и функцию принуждения к труду масс порабощенных. Поэтому у «военных чинов» были еще и особые производственные полномочия, связанные с организацией труда и подневольным содержанием работников огромных царских хозяйств; они же ведали и военным захватом этой рабочей силы.
Распространение практики земельных пожалований и организация обширных хозяйств привели к изменению целей и задач войны. Теперь они определялись, в первую очередь, захватом территорий, но затем также и рабочей силы – военнопленных. Этой категорией подневольных людей распоряжался сам Ван, распределяя работников между участниками военных походов. Он же осуществлял карательные меры, в частности, гарантировал возвращение господам беглых рабов.

Социальное устройство чжоуского общества.

Рассмотрим подробно схему 1.
Ван – верховный правитель государства. В его руках сосредотачивалась вся власть и сила. И первой обязанностью чжоуского вана было предводительство на войне и на охоте. В свободное время Ван прогуливался на лодке, занимался охотой (стрелял в птиц (сосуд Лин и)). Иногда Ван устраивал состязания в стрельбе из лука. В нем принимали участие должностные лица и сыновья чиновников шиши (сосуд Лин Дин). В каждом периоде в надписях есть упоминания о правителе китайского государства. Да, иногда указываются имена ванов, при которых была сделана та или иная надпись (например, на сосуде И-Юй гуй). Но чаще всего указываются имена ванов – основателей государства Чжоу.
Посмотрим на диаграмму. На ней как раз очень четко видно, что имена 4 ванов (Вэнь, У, Чэн, Чжао) упоминаются значительно чаще, чем имена ванов, которые правили после них.
После вана стоят его помощники. Они были самыми близкими люди, помогающие вану в управлении государством.
На следующей иерархической ступеньке стоят военачальники, которые относились к «Высшей знати». Так как Западное Чжоу было достаточно воинственным государством, то их роль была очень велика. Заслуги военачальников высокого ценились и по заслугам отмечались ваном. Высшая знать обязана была участвовать в войнах и больших царских охотах (своего рода подготовке к военной службе) вместе со своими колесницами и воинами. Она же снабжала дворец рабочей силой и обязана была всякого рода поставками: скота и птицы для жертвоприношений, черепаховых щитов, раковин каури, меди, олова и других видов сырья и довольствия.
Ступенькой ниже стоят надзиратели и чиновники. Стоит сказать, что на самом деле положение этого слоя в обществе не однозначно. С одной стороны, их можно поставить наравне с помощниками вана, т.к. они помогали вану в управлении землями и более низкими слоями населения. Их должность передавалась по наследству (от отца к сыну). С другой стороны, они не удостаивались частого внимания вана, в отличие от ванских помощников и различных военачальников.
Далее следуют так называемые свободные люди. Занимались скотоводством, ремеслом, охотой. Ремесло подразделялось на множество специализированных отраслей. Наметившаяся в это время организация производства в довольно крупных масштабах, в частности в соляном промысле, горнорудном и бронзолитейном деле, была связана преимущественно с царским хозяйством. Расположение центров ремесла, как правило, соответствовало месторождениям источников сырья. Рассматриваемое время — эпоха расцвета бронзового века на территории Китая. Улучшается техника изготовления сплавов бронзы, плавка сочетается с ковкой, получает распространение техника многофазового литья, совершенствуются конструкции разборных форм. Значительно расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы оружия: щиты, броня, бронзовые мечи. Такое оружие делало воина значительно превосходящим по силе любого работника, располагавшего лишь орудиями труда.
Ну а заключают эту иерархическую лестницу рабы. В период Западное Чжоу начинают появляться частные земельные хозяйства, не включавшиеся в общины. Основную рабочую силу таких хозяйств, так же как и ванских, составляли работники самых различных категорий и разных наименовании, находившиеся на рабском положении или близком к нему, однако не во всех случаях полностью лишенные личностных прав, что было отражением ранней стадии развития рабовладельческого производства. Об укреплении власти людей, владевших подневольными рабочими свидетельствуют раскопки могильников этого периода, где вместе с состоятельным хозяином хоронили нескольких (обычно двух-четырех) его рабов, связанных и насильственно умерщвленных. В число подневольных рабочих также входили пленные и осужденные.
Как становится ясно, в основе социального неравенства лежало неравенство имущественное. Это становится видно из того, что, например, собственно чжоуское население – байсин находилось в привилегированном положении по сравнению со всеми остальными, обладая, в частности, правом на даровые раздачи предметов питания и т.д.
Безусловно, существовали и определенные меры по укреплению государства изнутри. Ведь чжоуское государство принадлежало чжоуского обществу. А как мы знаем, общество, это группа людей, которыми так или иначе нужно управлять. Среди надписей на сосудах есть надписи, которые рассказывают о судебных процессах в государстве. Судебная деятельность являлась привилегией знати, судившей по нормам обычного права, которое, однако, иногда оказывалось не в состоянии регулировать усложнившиеся отношения между государством и подданными, знатью и общинной массой. Самыми частыми преступлениями были кражи продуктов и изделий из ценных камней (нефрита и яшмы).
Тут изложена лишь краткая информация по истории, которую во многом надо дополнять из еще неизученных и непроанализированных надписей на бронзовых сосудах.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]