Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ИсторияКитая?/Древность/ЗападноеЧжоу/КурсоваяРаботаАнна/Введение ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Введение

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение из истории Китая периода Западное Чжоу (ок. 1027–771) по надписям на бронзовых сосудах. Для ее выполнения были поставлены следующие задачи:

  1. Составление базы данных, в которую будут помещены переводы надписей на сосудах на разных языках (русский, китайский, английский) .
  2. Подробный анализ базы данных, благодаря которому можно будет расширить уже имеющиеся знания об источниках и о самом периоде Западное Чжоу.

Метод исследования

В данной работе предпринята попытка использования метода системного анализа к изучению содержания надписей на бронзовых изделиях. Системный анализ состоит из источниковедческого, текстологического, структурного и количественного анализа. Такой подход направлен на всестороннее изучение памятников, изложение и интерпретации информации, изложенной в нем.


Первым этапом системного анализа надписей являлось составление базы данных. Она содержит все необходимые данные о надписях (период, номер сосуда, название сосуда, перевод надписи, характер надписи, тип сосуда, кол-во знаков, ссылка на публикацию перевода, ссылка на издание оригинала, комментарий.)


При составлении этой Базы Данных использовались переводы надписей, приведенные в работах В.М. Крюкова, Васильева К.В., Го Мо-жо, Крюкова М.В., Кучеры С., Хаютиной М.С. Всего в базе данных упомянуто 506 названий сосудов. Из них только 206 (40,7%) с переводами на русский язык. Добавим, что перевода некоторых надписей на русский язык еще нет, и поэтому они пока не учтены.


Все сосуды разделены на 5 периодов (см. приложение 1). Те сосуды, которые имеют надписи, очень важны для изучения истории Китая. При изготовлении сосуда не было цели оставить последующим поколения подробное описание жизни китайского общества. С помощью письменного текста, отображённого на сакральном сосуде, духи предков ставились в известность о достижениях их потомков, и связи между отдельными представителями нобилитета и домом Чжоу получали религиозное освящение. Но, тем не менее, сейчас такие надписи рассматриваются как один из источников изучения древней истории.


Надписи каждого периода рассматриваются отдельно. Такой подход позволил более тщательно рассмотреть исторические процессы Древнего Китая, заметить различные интересные факты и поставить вопросы для дальнейшего исследования.
Стоит заметить, что будет не логично сразу рассматривать результаты анализа надписей всех периодов одновременно. Поэтому, в данной работе сначала представлен подробный анализ каждой главы в отдельности. А уже после, та исторически ценная информация, которую мы получаем лишь при сравнении всех полученных результатов.


Часть полученных при исследовании данных помещена в определенные таблицы, для более легкого и удобного изучения интересующих нас вопросов. К каждой таблице будет прилагаться описание и характеристика.

Историография

Целью данной главы является изучение разных работ, которые также изучали надписи на бронзовых сосудах. Для ее выполнения была поставлена задача изучения трудов разных авторов, написавших свои работы по этой теме.
В советской и российской историографии существует много работ, касающихся древнего Китая периода Западного Чжоу в общем. Интерес к изучению был всегда, просто иногда он возрастал, иногда спадал. Но знакомство с историографией показало, что, несмотря на это, число исследований надписей на бронзовых сосудах не так уж и велико.
Во-первых, стоит отметить работы В.М.Крюкова. Он написал и издал 2 книги: «Ритуальная коммуникация в древнем Китае» и «Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики Инь – Чжоу». В первой своей книге он рассматривал и анализировал систему пожалований древнего Китая, отраженной в надписях на ритуальных бронзовых сосудах. В.М.Крюков пришел к выводу, что церемониальные дарения являлись социально значимым феноменом в жизни общества эпохи Инь и Западное Чжоу. Дарения связывали людей и духов предков. До В.М. Крюкова оставался незамеченным целостный характер дарений и скрытые в них символические механизмы. Он провел параллели между инь-чжоускими пожалованиями и потлачем и потлачеобразными институтами, существовавшими в аборигенных обществах Северной Америки, Азии и Океании. Точно также, как и в случае с потлачем, дары в ритуале, описанном в надписях на бронзовых сосудах, выступали не только в роли объединяющего социального начала, но и как инструмент статусного подчинения того, кому дарили тому, кто дарил. Также в эпоху Инь – Западное Чжоу существовали пожалования и подношения, которые в эту эпоху представляли собой господствующую форму дарообмена. Василий Михайлович сделал выводы, что идейная трансформация древнекитайских пожалований в надписях на бронзе происходила в направлении рационализации ритуала. В иньскую эпоху социальная мораль коммуникации между правителями и их подданными еще не была осмыслена. В Западном Чжоу, в особенности после Му-вана, наоборот.
Во второй своей книге, В.М.Крюков провел реконструкцию генезиса древнекитайских письменных текстов. Он осуществил сравнительное исследование существующих исторических источников династий Инь и Чжоу. Это позволило сделать вывод, что возникновение письменного текста произошло в древнем Китае не одновременно с появлением письменности, а лишь на определенном этапе ее развития. Кроме того, это исследование указывает на то, что ритуальные эпиграфические тексты представляют собой более раннее явление, чем тексты классические – первые формируются в Западном Чжоу, тогда как вторые – преимущественно в период Чуньцю. Крюков полагает, что ценность ритуальной эпиграфики как исторического источника состоит в том, что она позволяет уяснить социальную подоплеку политических и идеологических перемен, происходивших в раннечжоуском Китае. Он пришел к выводу, что на ход этих исторических процессов оказали влияние глубокие изменения в социальной структуре древнекитайского государства, а имен формирование конического клана. Такой клан всегда имеет исторически достоверного основателя, четко локализованного во времени и пространстве, и предполагает возможность прерывания линии родства в результате сегментации клановой структуры. Основное же значение анализа эволюции рода и клана в чжоуском обществе, осуществленным В.М. Крюковым, заключается в том, что он привел к выводу о невозможности длительного существования этих двух форм социальной организации.
С 1983 по 1988 годы вышло в общей сложности 15 работ В.М. Крюкова, связанных с эпиграфикой на бронзе. Если мы внимательно на них посмотрим, то увидим, что на основе них Крюков и написал свои 2 книги 1997 г. и 2000 г., более подробно раскрыв свои взгляды и результаты своих анализов и исследований.
Среди западных исследователей можно выделить работу Д. Нивисона. Д. Нивисон, как и многие другие исследователи надписей на бронзовых сосудах Древнего Китая, попытался реконструировать Китайскую историю. Но, пытаясь самостоятельно вычислить датировки надписей, он столкнулся с довольно серьезной проблемой. Даты, указанные, например, в «Бамбуковых анналах», на самом деле являются искаженными. Нельзя основываться на них для составления хронологической таблицы.
Д. Нивисон, анализируя надписи на бронзовых сосудах, разделил историю Китая на следующие периоды:

  1. Период завоевания (1056–1045)
  2. Мирное развитие (раннее Чжоу): правления Чэн, Кан;
  3. Среднее Западное Чжоу: Chao, Mu, Kung, Yin.
  4. Позднее Западное Чжоу: Yih, Hsiao.
  5. Позднее Западное Чжоу(1).
  6. Позднее Западное Чжоу(2).
  7. Позднее Западное Чжоу (3).

Опираясь на содержание памятников, он вкратце обозначил то, что происходило в том или ином периоде и о каких правителях упоминается в надписях на сосудах.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]