Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ИсторияКитая?/СредниеВека/Троецарствие/ЖировКурсовая2005 ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Становление власти дома Цао в государстве Вэй (220 г.)

Оглавление документа

Введение

1. Цели и задачи

Цель работы состоит в изучении политической истории начального периода Троецарствия (220 – 280 гг. н.э.) в Китае. Исследование будет включать два этапа: первый этап-изучение 220 г., второй этап-изучение 221 г. Поясним, что имеется в виду под начальным периодом.


Это период становления трех основных царств: Вэй, Шу и У в 220 – 280 гг. н.э. Основное внимание будет уделено рассмотрению становления и развитие царства Вэй. Об истории царств Шу и У тоже будут сказано, но более кратко. В работе будет рассмотрен политический процесс (его внутренний и внешний аспекты), становление и утверждение власти царства Вэй.


Сначала будет рассказано об установлении государства Вэй. Будет рассмотрено самое начало средневековья в Поднебесной: переход власти от последнего восточноханьского императора Сянь-ди 献 帝 к правителю Вэй из рода Цао. В связи с этим, были затронуты темы укрепления и ослабления власти монарха, темы жизни правителя и его семьи, приняты во внимание отношения между родственниками правителя. По этим отношениям можно проследить борьбу за власть.


Задачи работы состоят в том, чтобы показать переход от рыхлой, власти в царстве Вэй к относительно устойчивому и сильному государственному аппарату. Рассматривая события установления власти, то есть преимущественно действий внутриполитических, например, формирования государственного аппарата, были затронуты вопросы внешней политики. Мы постараемся показать в работе отношения царства Вэй с его основными соседями У и Шу; рассмотрим контакты, как мирные, так и военные, со степняцкими народами. Внешняя политика будет рассмотрена не как отдельный блок информации о тех или иных событиях, но и как совокупность факторов, влияющих на власть государя в конкретный период его правления.


Иными словами, внешнюю политику тоже можно рассматривать с точки зрения усиления или ослабления власти.


Рассматривая политические процессы, мы все время упираемся в проблему не только определения политического процесса, но и выделения более общего процесса, – исторического.


К сожалению, в процессе исследования 220 и 221 гг. Троецарствия не было выявлено каких либо сведений о социальной и культурной ситуациях в Китае; есть сообщения, которые можно отнести к экономической сфере, но их крайне мало.

2. Предмет исследования


Предметом исследования служит исторический памятник, написанный в XI в. Цзычжи тунцзянь («Всепроницающее зерцало, управлению помогающее»), который был составлен аторским коллективом под руководством Сыма Гуана (1019–1086 гг.) с 1067 по 1084 гг. н.э., и впервые напечатанный в г. Ханчжоу (пров. Чжэцзян) в 1086 г. Цзычжи тунцзянь был составлен при сунском императоре Чжао Сюе (Чжэ-цзун).


Историческая летопись включает в себя 294 главы (цзюаня) и освещает события с 403 г. до н. э. по 960 г. н.э. События в источнике описаны по годам, которые в свою очередь включают сезоны, месяцы и дни. Временные рамки Цзычжи тунцзянь – четырнадцать столетий: с 403 г. до н.э. по январь 960 г. 


В процессе работы был использован перевод памятника на английский язык выполненный А. Фангом ; топонимы, имена и некоторые ключевые понятия были сверены с оригиналом.

3. Метод исследования


Выбранные методы обусловлены поставленной задачей. Исследование предполагает использование методов исторического анализа. Первый круг задач был связан с анализом хода протекания политического процесса в 220 и 221 гг. Этот анализ был сделан на основе составленных таблиц по 221 году.


На этом мы решили не останавливаться. Перед нами была поставлена задача исследовать особенности характера это процесса. В данном случае этот анализ был проведён на основе выявления и систематизации всех «действий», зафиксированных в хронике Цзичжи туньцзянь.


Основной задачей нашего исследования является извлечение и систематизация исторической информации, скрытой в тексте.


Если говорить более подробно о методе исследования и извлечении исторической информации из текста, то эта информация была извлечена путем анализа таблиц.


Были составлены две таблицы. Таблица №1 посвящена фиксации всех основных действий, которые встречались в памятнике, таблица №2 фиксирует действия и распределяет их по трем царствам. Потом, на основании составленных таблиц, была выявлена конкретная историческая информация по истории трех царств изучаемого периода.

4. Краткая историография


Литература на русском языке, посвященная исследуемой проблеме, не столь обширна. Особое место в ней занимают статьи Г. Я. Смолина. Это, в первую очередь, статья в книге «Востоковедение и мировая культура», под названием «“Всепроникающее зеркало, управлению помогающее” и взлет китайской исторической хронистики» ;


так же это статья, опубликованная в сборнике статей «XXXIII научная конференция общество и государство в Китае» под названием «Китайский летописный свод «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее в чжурчженском государстве Цзинь» ; и статья, напечатанная в «Вестнике Санкт-Петербургского университета: «Китайская хроника XI в. Всепроникающее зеркало, управлению помогающее и нормативные («династийные») истории» .


В данных статьях рассматривается история создания Цзычжи тунцзяня, его временные рамки и разбирается композиция источника. Следует отметить, что автор делает акцент на информацию, касающуюся только самого текста летописи, но сведений об изучаемом периоде (начало Троецарствия в Китае – 220–221 гг.) не дает.


В статье Л.Н. Гумилева «Троецарствие в Китае» сделан акцент на исследования перехода власти от династии Хань к роду Цао. Автор очень подробно описывает обстановку в стране на рубеже средневековья. Подробно рассмотрены условия, при которых власть оказалась в руках рода Цао. Л.Н. Гумилев рассматривает социальные группы, такие как: евнухи, солдаты, представители высшей знати и их роль в истории данного периода. Как и Г.Я. Смолин автор статьи не рассматривает период Троецарствия в целом.


В книге З.Г. Лапиной «Политическая борьба в средневековом Китае» описана обстановка, при которой Сыма Гуан и его помощники писали свой труд Цзычжи тунцзянь. Автор уделяет большое внимание изучению традиционной политической мысли Китая, с одной стороны, и с другой, показывает реформаторское движение в этой стране.


В учебнике «История Китая» под редакцией А.В. Меликсетова есть глава посвященная периоду Троецарствия. Глава дает общее представление об эпохе Трех Царств в Китае, но подробного анализа событий этого периода в ней нет.


В книге «Китай в эпоху централизованных империй, написанной Крюковым М.В., Сафроновым М.В. и Чебоксаровым Н.Н., также, как и в учебнике по истории Китая под редакцией А.В. Меликсетова, дан краткий обзор событий 220 – 280 гг. Отличительной чертой, главы, написанной в данной книге, является карта, на которой показаны границы трех царств (Вэй, Шу, У).


В еще одном учебнике по истории Китая «История Китая с древнейших времен до наших дней» под редакцией Симоновской Л.В. раздел, посвященный Троецарствию, тоже очень небольшой. Упомянуто о существовании царств Вэй, Шу и У; описана экономическая и политическая ситуация данного периода, но нет информации по политической истории.


Сведения о периоде Троецарствия в Китае содержаться в монографии, написанной китайским автором Ли Ин Бинем «Очерки истории Китая» и изданной на английском языке. В ней дана в жатом виде история данного периода (220 – 280 гг.). Стоит отметить, что в этой книге исторической информации по истории трех царств больше, чем в выше перечисленных работах. Например, каждое царство рассматривается в отдельности. Но опять же, данной информации не достаточно для системного рассмотрения истории периода Троецарствия.

История автора изучаемого памятника


Сыма Гуан, ученый и государственный деятель династии Северная Сун родился в 1019 г. в провинции Шаньси. Когда ему только исполнилось двадцать лет, он сдал экзамены на степень цзинши (эта степень была самая высшая в империи), и последующие годы занимал официальные должности при дворе.


В 1064 г. Сыма Гуан представил императору, Инь-цзуну, книгу из пяти глав под названием «Хронологические таблицы». Эта книга представляла собой краткое содержание событий с 403 г. до н.э. по 960 г. н.э., и была преподнесена ко двору, как заявка и просьба о финансовой поддержке колоссального проекта Сыма Гуана.


Двумя годами позже, в 1066 г., Сыма Гуан представил императору более детальное продолжение своей работы, которое включало события с 403 г. по 207 г. до н.э., и как раз в это время был принят указ о продолжении работы. Сыма Гуан был допущен к императорским библиотекам, и правитель, в то же время, взял на себя все расходы по бумаге, кисточкам для писания и другим материалам, которые были необходимы для составления летописи. Так же император организовал фонды по обеспечению работы помощников Сыма Гуана. В начале следующего (1067 г.), император умер и в десятом месяце по лунному календарю Сыма Гуан организовал при дворе нового императора, Шэнь-цзуна презентацию текущей работы. Новый правитель, как и его отец, проявил интерес к проекту Сыма Гуана, и также показал свою заинтересованность тем, что написал предисловие к будущей летописи. Император переименовал название «Всеобъемлющие записи» на более глубокое Цзычжу тунцзянь.


Так как некоторые ученые заметили, что иероглиф «鉴» (зеркало) может быть понят, в данном контексте, в значении «эталон и руководство», то император признал в Сыме Гуане своего наставника в истории.


В течение своего семнадцатилетнего правления, Шэнь-цзун, поддерживал работу над летописью.


Вскоре Сыма Гуан становится лидером консервативной группировки при дворе и становится в оппозицию императорскому реформатору Ван Ань-ши. Сыма Гуан представлял все больше и больше записок ко двору, в которых содержалось критика реформ, и в 1070 г. он отказался от своего будущего назначения и отошел от государственных дел.


В 1071 г. он переселился в Лоян, где получал довольно крупное жалование, имел достаточно свободного времени и материалов для продолжения своей работы над Цзычжи тунцзянем.


В это время Сыма Гуан стоял в оппозиции взглядам императора на политику, и принуждение к отставке подтолкнуло историка на завершение своей работы. В конце 1084 г. Сыма Гуан представил законченный труд трону. Автор памятника умер в 1086 г. 


С воцарением династии Сун (960–1279 гг.) возникла потребность объяснения прекращения существования династии Тан (618–907 гг.) Объяснения требовали внутри -, но особенно внешнеполитические коллизии. И именно в этот момент сунские историки обращаются к жанру исторической хроники (определение памятнику «хроника» дает Г. Я. Смолин). «С появлением Цзычжи тунцзяня начался взлет хронистики, и она «стала вровень» с «династийными историями».


Интересно составление Цзычжи тунцзяня. Этот памятник включает в себя фактические сведения из книг Сунь Юэ, Сунь Шэна, Сяо Фэндэна, Цуй Хуана, Суй Суна, Ма Цзуна и других, всего около сорока имён. При создании хроники привлекались различные источники, в том числе и частные историописания. Изначально Сыма Гуан задумывал создать хронику как творение «самоличное», вне рамок официального историописания, и только с 1066 г. указом «сверху» она (хроника) была введена в официальные рамки.


Помимо написания хроники как таковой, в произведение был «исторический комментарий» као и. Он встречается в 114 случаях, а в остальных 95 своих «суждениях», Сыма Гуан передавал свои мысли словами либо древних философов, либо своих давних и недавних предшественников, начиная с Сыма Цяня, Бань Гу, Бянь Бяо, а также Ли Дэюем и Оуян Сю.


Г.Я. Смолин замечает, что Сыма Гуан старался суммировать имевшиеся к тому времени в письменных материалах версии событий. И это много объясняет в структуре памятника. Например, становится более ясным вопрос о нескольких версиях существования ханьского императора. Следует заметить, что Сыма Гуан и его друзья какие-то события описывали подробно (в основном политические), а какие-то вообще не затронули в своем историческом повествовании, так совсем нет сведений о культурной ситуации в Китае того времени, мало сказано об экономике. Если рассмотреть этот аспект более детально, пользуясь материалами из таблицы № 1, то видно, что авторы на первое место ставили внутриполитические дела. О внешней политике сказано довольно подробно, но уже меньше, чем о внутренней. Встречаются, но уже на третьем месте, описания сакральных действий
Проблема временных рамок памятника, на наш взгляд, представляет значительный интерес при описании этого исторического произведения. Верхняя временная граница – это январь девятьсот шестидесятого года. В данном случае ученые ведут споры ведутся о нижней границе летописи. Предпочтение было отдано 403 году до н.э. Это время создания «Весен и Осеней» (Чунь Цю) и «Комментария Цзо» (Цзо чжуаня).


Известны слова Сыма Гуана о его отношении к возможному создателю Чуньцю («Весен и Осеней») Конфуцию. Сыма Гуан писал в письме к Лю Шу: «К канонам учителя Куна не возможно ни прибавить, ни убавить, да и вообще “каноны не возможно дополнять”». Можно сказать, что тема смуты (луань) легла в основу историописания (имеется в виду в данном историческом источнике. И что интересно, финал Цзычжи тунцзяня тоже заканчивается смутой Пяти династий и десяти царств (У дай ши го).


Петербургский востоковед, говорит о том, что Сыма Гуана является автором еще нескольких трудов, например, Цзы гу лу («Записи о постижениях былого»), которые повествуют о событиях от легендарного первопредка государя Фуси до 1067 г.


Наряду с Цзычжи тунцзянем существовали аналогичные с ним по содержанию произведения. Так, авторы Лю Шу и его сын Лю Сичжун написали Тунцзян вайцзи.(«Записи о внешних событиях») (В этом произведении описываются внешнеполитические события со времен Мифической эры до 403 г. до н.э.). Фань Цзуюй, написал сочинение Тянь Цзянь («Танское зеркало»). К схожим, по содержанию с Цзычжи тунцзянем произведениям, относятся творение Люй Цзуцяня (1137–1181), Ян Юня (1170–1228), Лю Шицзюя (ок. 1220– 1280), Цзинь Лисяна (1237–1303) – в названии их произведений есть словосочетание «Всепроницающее зерцало» (Тун цзянь).


Первое издание Цзычжи тунцзяня было осуществлено в 1092 г. Хроника могла быть уничтожена, так как Сыма Гуан был противником Ван Аньши и его реформ. Труд попал в каталог запрещенных книг Цзинь шу мулу. Спасло хронику предисловие, написанное самим императором Чжао Сюем (Чжэ-цзуном), который оказывал покровительство коллективу составителей «Всепроницающего зерцала».


Цзычжи тунцзянь пользовался большой популярностью у чжурчжэней. Это произведение было потребовано (чтобы его привезли из Китая в государство Цзинь) Ваньян Чэном, (Тай-цзун, 1075 – 1135 гг.) вторым чжурчжэньским императором. Последующие чжурчжэньские правители высоко оценивали историческую хронику. Так правитель Ваньянь Улу говорил, что в памятнике «в очередности поколений отслеживаются [периоды], упадка и процветания», а это, «как нельзя лучше служит целям предостережения и извлечения уроков [из прошлого]. Автор произведения «приложил столь много усилей, сколь никто другой из лучших историков предшествующих времен» .


Создателей Цзычжи тунцзяня было четверо: Сыма Гуан (1019–1086), Лю Бинь (1023–1089), Лю Шу (1032–1089) и Фань Цзуюй (1041–1086).

Глава 1. История царства Вэй (периода Троецарствия): начало правления Цао Пи, 220 и 221 гг. н.э. Установление и сохранение власти


В данной главе рассматриваются два год правления Цао Пи (220 и 221 гг.), первого правителя царства Вэй периода Троецарствия (220 – 280 гг.), с точки зрения двух важнейших аспектов изучения событийной истории тех лет: установления и сохранения власти. Для рассмотрения исторических событий, были выделены периоды – этапы исторического процесса. Отмечая периоды (этапы), было показано протекание исторического процесса от одного узлового момента к другому.


Следует отметить, что анализ всего двух годов не может показать длительных тенденций развития государства, но когда эти года ключевые для истории (сложение государственности), то можно проследить эти тенденции.


В работе будут показаны этапы становления власти, в их естественной для китайского общества последовательности. Первый из этапов – это физический захват власти родом Цао в 184 г. Но формально власть ханьского императора еще держалась. После окончательного кризиса (220 г, смерть Цао Цао.), власть решено передать Цао Пи, и с этого момента начинается становление новой династии, в условиях, когда ханьский император все еще обладает властью в Лояне, а рядом, в Шу и У формируются конкурентные центры, претендующие на господство. Далее, после вступления Цао Пи на престол, следуют мероприятия по сакрализации власти, затем упорядочивается династия (решение семейных проблем императором). После, основной проблемой становятся соседи, которых царство Вэй желает подчинить. В то время, у Цао Пи была основная задача – воссоздание централизованной империи. Но создать империю не удалось, и именно с 221 г. Китай вступает в период Троецарствия.

1.Первый год правления Цао Пи (220 г.)


Этот раздел содержит описание деяний тех, кто поддерживал Цао Пи и тех, кто выступал против него в 220 г. Рассмотрение мероприятий, направленных на организацию управления и на укрепление новой власти, которые проводились сторонниками Цао Пи в течение первого года его правления

1.1. Вступление Цао Пи на ванский и императорский престол (1 месяц 220 г.)


Смерть Цао Цао в самом начале 220 г., когда он уже занял столицу империи г. Лоян, была для всех внезапной. После этого в армии и среди чиновников начались бурные обсуждения того, какая судьба ждет сторонников рода Цао. Его преемник, Цао Пи, со своими сторонниками оставался в г. Есянь 鄴 縣, центральном городе округа Вэйцзюнь 魏 郡. Здесь продолжал формироваться второй центр власти (так называемая «группа Цао Пи»), альтернативный ханьскому в г. Лоян, где пребывал ханьский император.


Обстановка в Есянь была довольно напряженной. Это можно понять из фразы: «… в армии были волнения», см. [Fang, 1965, с. 2]. Часть сановников предлагала сохранить факт смерти Цао Цао в секрете. Против этого резко выступил придворный советник (цзяньи тайфу) Цзя Куй賈 逵, который заявил, что этого делать нельзя, а надо объявлять траур. Сокрытие факта смерти, видимо, могло привести к обострению борьбы за власть и у Цао Пи осталось бы меньше шансов. Он не был единственным претендентом.


После этого стали раздаваться голоса с предложением передать власть «выходцам из округов Цяо 譙 и Пэй 沛». Поскольку Лю Бан, основоположник династии ханьских правителей, был родом из уезда Пэй, то можно предположить, что за этими словами стояло стремление передать власть обратно роду Лю. Сюй Сюань 徐 宣, управляющий округом Вэйцзюнь, резко выступил против этого, и такие разговоры больше не возобновлялись. Это второй человек, который сразу после смерти Цао Цао поддержал Цао Пи в качестве его преемника.


Волнения в армии, действительно, усиливались (округ Цинчжоу 青 州). Цзя Куй умело заручился доверием солдат тем, что он не позволил их распускать или каким-то образом ограничить, а напротив, предоставил им право самим добывать себе провизию любым путем. Угроза власти со стороны войска была снята.


Цао Пи не был единственным претендентом на престол. Была попытка захватить власть одним из членов рода Цао. Весной 220 г. ко двору Цао Пи приехал его младший брат, правитель удела Яньлин, Цао Чжан 曹 彰 и спросил у Цзя Куя о том, где находится «… печать бывшего правителя…» (видимо, он хотел забрать печать себе), на что Цзя Куй ответил: «В стране есть наследник. Печатью старого правителя ты интересоваться не должен», см. [Fang, 1965, с. 2].


Из придворных чиновников, наиболее ощутимую помощь при вступлении на трон Цао Пи оказал близкий к нему высокопоставленный придворный (чжуншуцзы) Сыма Фу 司 馬 孚. Можно сказать, что именно Сыма Фу обеспечил передачу власти от отца (Цао Цао) к сыну (Цао Пи). Он заявил, что после смерти Цао Цао именно Цао Пи принадлежит вся полнота власти и призвал его не отказываться от нее. После этого, видимо, именно Сыма Фу начал организовывать работу чиновников. Дело в том, что с началом траура часть чиновников перестала выполнять свои обязанности и толпилась при дворе, не соблюдая требуемых норм; он «прогнал всех чиновников» (вероятно, среди них были и недруги), расставил охрану и взял на себя организацию похорон, см. [Fang, 1965, с. 2]. Как видим, роль рода Сыма с самого начала установления правления рода Цао была очень велика.


Еще одним человеком, кто призвал Цао Пи принять власть и скорее вступить на престол был придворный секретарь (шаншу) Чэнь Цзяо 陳 矯. Он также рекомендовал не затягивать, потому, что потом, когда в обстановке безвластия начнутся мятежи, это будет сделать гораздо сложнее. Видимо, именно по его инициативе в кратчайшие сроки, в течение одного дня, была проведена церемония вступления на престол – Цао Пи становится ваном Вэй.


После сообщения о первой интронизации в памятнике упоминается еще одно лицо, которое имело довольно большое влияние на начальных этапах установления власти нового правителя – ханьский император (Ханьди 汉 帝). Насколько позволяет судить источник, ханьский император (и/или его окружение) не признал тогда в наследнике царства Вэй реального правителя. Весной 220 г., он направляет высокопоставленного сановника – Старшего цензора (юйши дафу – по должности помошник-заместитель канцлера) Хуа Синя華 歆 с эдиктом о назначении Цао Пи канцлером (чжэнсян), видимо, все еще государства Хань.


Хуа Синь передал ему печать вассального правителя княжества (го) Вэй и назначает правителем округа Цзичжоу 冀 州. Т.е. он этим показал, что воспринимает Цао Пи как своего подданного правителя удела Вэй, которому можно давать пожалование и назначать на крупные административные должности.


В связи с этим следует отметить, что в источнике о вступлении правителя Вэй на престол говорится дважды. Сначала упоминается этот первый факт (весна 220 г. н.э.), когда Цао Пи по указу вдовы Цао Цао вступил на трон. При этом он остался ваном со стольным центром в округе Вэйцзюнь. И еще, в сообщении за декабрь 220 г. н.э. говорится о том, что он провозглашается новым императором и получает от бывшего ханьского императора печать.


(Заметим, что уже в конце года сам Цао Пи сделает ответный жест, – в двенадцатый месяц 220 г. он дарует уже бывшему Ханьскому императору титул Шаньян-гуна. Как видим, 220 г. был переходным.)


Тогда же, в начале весны 220 г., получив реальную власть в Вэй, Цао Пи начинает устанавливать систему государственного управления.

1.2. Действия Цао Пи после вступления на ванский престол


В этом месяце было проведено торжественное захоронение останков Цао Цао.


Следующее сообщение источника заставляет думать о том, что конкуренция между сыновьями Цао Цао до этого была достаточно острой. В нем сказано, что только после интронизации и похорон отца «младшие братья вернулись в свои уделы», см. [Fang, 1965, с. 3].


Сразу после вступления на престол, уже во второй месяц 220 г. Цао Пи начинает преобразовывать государственное управление, «постепенно приводился в порядок государственный аппарат», см. [Fang, 1965, с. 3]. В первую очередь были назначены высшие чиновники. Цзя Сюй賈 詡 (очевидно родственник Цзя Куя) был назначен начальником Военного приказа – главнокомандующим (тайвэем); Хуа Синь, еще месяц назад выполнявший деликатное поручение ханьского императора, теперь был назначен не много не мало на высшую административную должность – он стал канцлером (сянго).


После этого Цао Пи начал наступление и на них и на группировки своих противников. Так был понижен титул его второго брата Цао Чжи (поэт, любимчик отца, Цао Цао, были казнены его приверженцы, два брата из рода Дин, высокопоставленные чиновники, которые были, видимо, также связаны с уделом Пэй. Члены рода Дин 丁 были родственниками рода Цао по женской линии (из этого рода была мать Цао Цао).


Далее во втором месяце 220 г. Цао Пи делает назначения на другие (менее значительные) должности: были назначены по четыре главных и младших придворных советника (саньци чанши и саньци шилан). Тогда же он ограничил власть евнухов, чье засилье во второй половине 2 в. н.э. привело к ослаблению Восточной Хань, – отдал распоряжение, что евнухи не должны занимать должности выше, чем начальник каких-либо дворцовых управлений.


Ближайший к Цао Пи советник Сыма Фу выступил с предложением начать расширенный отбор новых чиновников. Во втором месяце 220 г. начался отбор новых чиновников из людей различных социальных групп. Для рационального использования персонала личный секретарь правителя (шаншу) Чэнь Цюнь разработал систему из девяти рангов (пинь 品). В округах и провинциях был введен пост отборщика кадров (чжунчжэн). После проверки, новому чиновнику присуждался определенный ранг.

1.3. Установление власти сторонников дома Цао в округах (6–7 месяцы 220 г.)


Летом (шестой месяц) 220 г. Цао Пи и его окружение начали назначать новых начальников округов из числа своих приверженцев. Источник описывает ситуацию в северо-западных округах на территории совр. пров. Ганьсу и Цинхай. Так назначение нового губернатора (цыши) в область Лянчжоу спровоцировало неповиновение и вооруженное выступление местной административной верхушки и знати. Памятник отмечает антиправительственные действия в трех северо-западных округах Сыпин (совр. пров. Цинхай), Чжан-е, Цзюцюань (совр. пров. Ганьсу). Одновременно с ними в самом округе Увэй подняли мятеж проживавшие на его территории степняцкие роды. Нависла реальная угроза потерять управление над этими землями.


На стороне Цао Пи выступили три военачальника (Су Цзэ, Хао Шао, Вэй Пин), чьи войска дислоцировались в ближайшем к ним округе Циньчэн (совр. пров. Ганьсу, район г. Ланьчжоу). Несмотря на то, что у них был приказ Цао Пи не переправляться на западный берег р. Хуанхэ до прибытия большой армии, по инициативе Су Цзэ они взяли на себя ответственность нарушить его и подавить выступление в зародыше, пока враги не объединились. По их замыслу внезапное нападение должно было разобщить восставших и побудить часть из них перейти на сторону проправительственных сил. Генералы действовали на опережение решительно и четко.


К ним примкнули администраторы самого отдаленного на западе округа Дунхуан. Действия повстанцев были скованы угрозой удара с тыла. Су Цзэ осадил и взял штурмом центральный город округа Чжан-е. В результате мятеж был подавлен, власть правителя царства Вэй над северо-западными территориями была окончательно установлена.


Тогда же в шестом месяце 220 г. сам Цао Пи выехал в южные земли. Поездка, видимо имела политические цели, направленные на урегулирование отношений с царством У. В результате в начале седьмого месяца правитель царства У с целью поддержания мирных отношений направил ко двору Вэй посланника с подарками. Признание правителя соседнего на юге царства У укрепило положение самого Цао Пи, и он мог какое-то время не ждать внезапного нападения с юга.


Но осенью осложнились отношения с третьим царством – западным соседом Шу. Войска сычуаньского полководца Мэн Да вторглись в земли Вэй и заняли округ Шанъюн. Но вскоре из-за конфликта внутри армейского начальства он (Мэн Да) перешел на сторону Вэй. Цао Пи принял его, обласкал, наградил титулом и назначил начальником округа, который находился на стыке земель Вэй, Шу и У. Пользуясь ослаблением Шу, Цао Пи сразу направил на запад военную группировку, которая совместно с Мэн Да нанесла поражение остававшейся там армии Шу. Так были укреплены западные рубежи царства Вэй.


Далее мы узнаем, что маршрут инспекционной поездки Цао Пи лежал в земли северных притоков р. Хуайхэ. В частности он посетил один из конфликтных округов – округ Цяо, где дал большой пир для местной знати и общинной верхушки, в ходе которого добился от них заверений в верноподданстве. Далее источник устами некоего Сунь Шэна замечает, что этим было нарушено одно из базовых требования траура по умершему отцу, который должен был длиться три года. Мы видим, что для Цао Пи это было политическое решение, в Цяо, как мы знаем из начальных сообщений памятника, было много сторонников ханьского дома.


После этого он назначает губернатором в область Юйчжоу, которая включает округа, чьи территории расположены на северных притоках Хуайхэ, своего ближайшего сторонника Цзя Куя. Это назначение носило демонстративный характер. Цзя Куй отлично справился со своими обязанностями – укрепляя южные рубежи Вэй, он активно занимался хозяйственной деятельностью. Был налажен труд крестьян, стал собираться урожай. Цао Пи публично провозгласил, что Цзя Куй – идеальный губернатор и его опыт должен распространиться по другим областям.

1.4. Первые мероприятия Цао Пи после вступления на императорский престол (10 – 12 месяцы 220 г.)


После этого, сообщения памятника (то есть поступление информации) прерываются до десятого месяца, который пришелся на зимний сезон. Мы узнаем о факте официального отречения последнего ханьского императора и об официальном провозглашении императором Цао Пи. Бывший император был пожалован титулом гуна, за ним был оставлен ряд привилегий. Но на самом деле, как видно из текста 221 г., реальная власть у ханьского императора остается. У него булла ставка (предположительно в Шу), армия, он активно участвует в военных конфликтах.


Далее Цао Пи провел ряд традиционных для нового императора мероприятий (присвоение посмертных титулов ближайшим предкам, пожалования родственникам и сторонникам, повышение титулов знати и рангов чиновников и др.)


Видимо, для того, чтобы предотвратить продолжение рода ханьского правителя по женской линии, две дочери бывшего ханьского императора стали наложницами Цао Пи.


Обратим внимание на то, что все мероприятия происходили в месте пребывания Цао Пи на территории округа Вэйцзюнь. Только в самом конце года в двенадцатом месяце, ставка нового императора переместилась в имперскую столицу – г. Лоян.


Заканчивается первый год сообщением о мужественном советнике Синь Пи, который оспорил план императора по поводу переселения 100 тыс. солдатских семей из области Цзичжоу (здесь находился округ Вэйцзюнь, следовательно это были преданные роду Цао военные) в столичный округ Хэнань. Синь Пи открыто сказал, что из-за засухи и нашествия саранчи, люди страдают от голода и это переселение для них будет тяжелым.


Кроме того, встанет вопрос, чем их кормить. Все это усложнит ситуацию в столичном округе. Следовательно, не усилит, а наоборот ослабит власть Цао Пи. В результате открытого и нелицеприятного спора император переселил только половину семей. В дальнейшем он прислушивался к его советам. Ему еще предстояло научиться главному – управлять всем государством.

2. Второй год правления Цао Пи (221г.)

Для изучения этого года были выделены периоды – этапы исторического процесса. Отмечая периоды было показано протекание исторического процесса от одного узлового момента к другому. Итак, приступим к описанию данных периодов

2.1. Первый месяц (февраль 10 – март 10): продолжение укрепления государственного аппарата


В первом месяце молодой монарх Цао Пи назначаил Кун Сяня 孔 羡, занимавшего должность илана 议 朗, главным организатором жертвоприношений (цзун шэн хоу 宗 圣 侯.. Цао Пи продолжает делать назначения при дворе, тем самым укрепляет государственный аппарат. Следует отметить тот факт, или по крайней мере сделать предположение, что, в 220 г. назначения Цао Пи носили очень конкретный характер (то есть, в первую очередь преобразовывалось государственное управление, «постепенно приводился в порядок государственный аппарат»). В первую очередь были назначены высшие чиновники. Цзя Сюй был назначен начальником Военного приказа – главнокомандующим (тайвэем), Хуа Синь был назначен канцлером (сяньго). То есть без этих должностей государственное управление было бы немыслимо. В 220 г. у Цао Пи не было никаких намерений, по крайней мере об этом не сказано в тексте памятника, заниматься назначением организаторов жертвоприношений.


Из этого можно сделать вывод, что в 221 г. Цао Пи уже не занимается «закладкой фундамента» власти, как это было в 220 г., а начинает править.

2.2. Второй месяц апрель (10 – май 9): формирование структуры власти на периферии


Данный период не отличается обилием событий, как, впрочем и первый. Но, что здесь интересно. Цао Пи дает правителю 公 孙 恭 области Ляодун 辽 东 титул 车 骑 将 军. Это свидетельствует о том, что в областях пока еще не была установлена твердая власть.


Возвращаясь снова к 220 г., хотелось бы сказать, что тогда Цао Пи усмиряет восставшие области и округа. Были совершены карательные походы в округа Сыпин (сов. пров. Цинхай), Чжан е и Цзюцюань (сов. пров. Ганьсу). В 220 г. эти округа были только усмирены, там еще не происходили какие либо назначения. В 221 г. Цао Пи уже начинает налаживать там (в округах и областях) структуру управления. Ведь мало было «привести в порядок государственное устройство», нужно было еще позаботиться о том, что бы в других районах у монарха все было под контролем.


Наряду с назначениями, во втором месяце были снова пущены в оборот монеты у чжу 五 铢.. Это было связано с нестабильной экономической обстановкой во всей Поднебесной, и монеты то изымались из обращения, то опять вводились в экономику. Это, конечно, свидетельствует о том, что до стабильности в государстве было еще очень далеко.

2.3. Пятый – шестой месяцы: император и его семья; император и его чиновники


В этот период, который включает два месяца, то есть он довольно длинный по сравнению с первыми двумя, охватывающими события только одного месяца, летопись повествует о событиях из жизни династии. Сыма Гуан рассказывает как родился Цао Пи, кто была его мать, и потом автор летописи повествует о государственной супруге второго класса, которую звали Го 郭 (она была женой Цао Пи). Она оклеветала бывшую жену Цао Цао и мать Цао Пи, – госпожу Чжэн 甄 перед нынешнем правителем царства Вэй. В это время Го находилась в расположении Цао Пи, и он не обращал никакого внимания на Чжэн. Госпожа Чжэн оставалась в Е и не могла увидеть императора, «она произносила про себя слова обиды и негодования». Все это Го рассказала Цао Пи, и в шестом месяце, в день динь – мао 丁 卯, император «отправил в Е посыльного с приказом, в котором говорилось, чтобы госпожа Чжэн покончила с собой». Далее источник не повествует о развязке этих трагических событий, но факт в том, что Цао Пи, по сути говоря, приговорил к смертной казни свою собственную мать.


Продолжая тему жизни династии, автор летописи упоминает, что Цао Пи приказывает принести жертву своему сыну в покоях Цзянь ши дянь 建 始 殿, которые находилось уже в г. Лояне.


Так же в этом периоде происходит солнечное затмение, которое вызвало резонанс при дворе. События развивались так: чиновники, узнав о солнечном затмении, предъявили обвинения в этом природном катаклизме начальнику военного приказа (Цзя Сюй; он был назначен еще в 220 г.), и мало того, потребовали его отставки. Но монарх поступил мудро и сказал, «что в будущем государственные лица не должны быть обвинены в таких природных явлениях». Кроме того, Цао Пи говорит, что «бедствия, такие как солнечные затмения, можно объяснить тем, что «Небо» не довольно деятельностью вана. Во – первых, это говорит о том что, среди чиновников нет единомыслия, они обвиняют друг друга; во – вторых, интересен тот факт, что монарх берет всю ответственность на себя – шаг довольно смелый, намного проще было бы обвинить кого – нибудь другого, казнить его или отправить в тюрьму. На мой взгляд, это характеризует Цао Пи, как человека с характером, а это факт, относящийся к личности самого правителя.

2.4. Осень, седьмой месяц: отношения между царствами (Вэй – Шу – У) (в это время сложились и сформировались двое из трех царств (Вэй и Шу)


В контексте 221 г., Цао Пи, умело играя на противоречиях между Шу и У, постепенно добивается новых успехов на внешнеполитическом поприще. События тем временем развивались так: был убит ван Шу, Гуань Юй 关 羽, убийцей, или, по крайней мере, заказчиком убийства, был ван царства У. Сторонник покойного вана Шу, – некий Чжао Лэ, по тексту летописи, «укрепляет свои позиции», видимо для дальнейшей борьбы с У и Вэй. Решение при дворе Вэй было таково: «У Чжао Лэ нет никаких шансов выступить (с армией) из своего надела». Но сановник Лю Е 刘 晔 предостерег императора от опасности недооценки сил Чжао Лэ .

2.5. Восьмой месяц: отношения между царствами (Вэй – У); отношения монарха и чиновников


Цао Пи борется за подчинение царства У. Так, в сентябре 221 г. император послал чиновника Син Чжэн(ь) 邢 贞, занимающего должность тайчан 太 常 (распорядитель обрядами в храме предков императора), отвезти Сунь Цюаню 孙 权 (вану У) эдикт, возводящий его (Сунь Цюаня) на престол У. Плюс к этому были отправлены Девять Подарков. Из этого следует, что Цао Пи считает императором Поднебесной только себя, а правителей Шу и У простыми ванами. Таким образом, следуя ходу мысли Цао Пи, царство, во главе которого стоял император, было одно, а изучаемый период называется «Троецарствие». Но интересна реакция вновь упомянутого в Цзычжи тунцзяне Лю Е.


Суть его речи перед императором в том, что хотя Сунь Цюань «… человек, обладающий большими талантами…» не может быть назначен на ванский престол. Лю Е аргументирует свой доводы тем, что «… сил у Сунь Цюань мало, кроме того, его люди (подчиненные) боятся Срединного государства (то есть царства Вэй)». Помимо всего этого Лю Е предлагает Цао Пи «… повысить Сунь Цюаня в титуле генерала или дать ему земельный надел с сотнями тысяч семей», но не в коем случае не «… делать его правителем необдуманно».


На мой взгляд, в данном случае прав и Цао Пи и Лю Е. Царство Вэй должно было налаживать связи со своими соседями и пытаться патронировать У и Шу. Вэй просто не смогло бы существовать одно. Задача Вэй была в том, чтобы не дать объединиться двум другим царствам. В данном случае действия Цао Пи напоминают политику Отто фон Бисмарка в 70 – 80 – годы XIX века. Бисмарк всеми силами старался заключить союзные договора с Австрией и Россией, чтобы не дать Франции заключить союзного договора с упомянутыми державами.


Логична и позиция Лю Е: опасно возводить на ванский престол ближайшего и довольно опасного соседа. Сказанное выше можно проиллюстрировать речью самого Лю Е: «… для Вас (Цао Пи) давать ему (Сунь Цюань) надел, а значит и очень высокий титул, закрепляя отношения правителя и подчиненного, – это все равно, «что прибавлять крылья тигру».


И так, мы видим, что Цао Пи в 221 г. активно занимается внешней политикой; он налаживает отношения с царствами на юге и юго-западе. Внутриполитические дела отходят на второй план.


Интересно дальнейшее развитие разговора монарха со своим сановником: «в итоге, император не послушал его и, У было окружено». То есть Цао Пи решил напасть на У. Сыма Гуан упоминает здесь о хороших людях, таким, например, был Ся Хоушан 夏 侯 尚 (он занимал генеральскую должность), который в отличие от других генералов царства Вэй (источник не упоминает их имен) «ведущих себя спокойно и небрежно в момент окружения У, предавал большое значение военным приготовлением, наступлению и обороне». С другой стороны упоминаются предатели, такие, как Цао Вэй из Шаньяна 山 阳 (возможно близкий родственник Цао Пи). Император приказал казнить его, так как он хотел заручиться поддержкой У.


Последнее сообщение этого периода повествует о взаимоотношениях монарха и подчиненных. Некий Ян Бяо 杨 彪 отказался от лейтенантской должности тай вэй 太 尉 и подверг себя самокритике, сказав, что он «… однажды был одним из трех министров при ханьской династии и во время упадка и беспорядка он не мог вершить что – либо хорошее».

2.6. Зима, десятый – одиннадцатый (дек. 2 – 31) месяцы: внешняя политика царства Вэй – войны в восставших областях


Этот месяц посвящен войне царства Вэй с племенами Ху 胡, которые восстали в Ланьчжоу 凉 州 или вторглись. Со стороны «правительственных» войск в этом конфликте отличился генерал (он же назначенный правитель в Ланьчжоу) Чжан Цзи 长 辑, причем его умение вести военные действия и перемещать войска на местности, были сравнены противником с божественными действиями. Чжан Цзи «… провел свои войска так незаметно через Цзуцы 且 次 в Увэй 武 威 …», что племена Ху были настолько удивлены этим маневром на местности, и, «подумав, что Чжан Цзи бог», отступили к Сяньмэй 显 美. Что касается предводителей Ху, то их возглавляла наложница И Цзянь 伊 健 по имени Чжи Юань До 治 元 多 и другие. В итоге, войска народов Ху были разбиты и «… и весь регион Хэси 河 西 был завоеван».


Заканчивается этот период, как и сообщения о царстве Вэй за 221 г. тем, что после завоевания региона Хэси, некий Цзюй Гуан 鞠 光 (из Сипина 西 平) восстал и убил местного управляющего. В данном случае, конфликт решился благодаря хитрой политики генерала Чжан Цзи, сыгравшем на интересах народа цянху 羌 胡 (тибетцев). Зная, что «Цзюй Гуан и его люди хотят найти поддержку у тибетцев», Чжан Цзи пообещал тибетцам «большое вознаграждение и позволил им взять всю добычу».


Помимо этого, «… он отправил многочисленным племенам тибетцев, послание, в котором говорилось, что все, кто руководствовались принципами Цзюй Гуана, были прощены; а кто сумеет убить лидера восставших (то есть Цзюй Гуана), тот получит вознаграждение и будет одарен землей». Вскоре, «... личные сторонники Цзюй Гуана убили его и послали его голову Чжан Цзи, а остальные вернулись к своей прежней мирной жизни».


Подводя итоги по этому периоду, мы видим, что армия царства Вэй сильна, там действуют умные и находчивые люди, например, такие, как генерал Чжан Цзи. И как в 220 г. восставшие районы успешно покорены.


В конце периода встречается сообщение о том, что цены на зерно были высокие (возможно это было связано с затратами на военные походы), и монеты у чжу были изъяты из обращения. Это свидетельствуют о том, что в целом обстановка во всем государстве была еще очень не стабильная, хотя, и это нужно отметить, Цао Пи сумел удержать власть во втором году своего правления.

Глава 2. Анализ особенностей характера политического процесса в 220–221 гг.


Работа по исследованию летописи Цзичжи туньцзян выполнена на основе проведения системного исследования текста 221 г. периода Троецарствия с использованием методов структурного анализа средневекового памятника IX в Цзичжи туньцзя. Необходимая для анализа систематизация материала была проведена методом составления таблиц.


Опишем таблицу по 2-му году (221 г.) периода Троецарствия.

Описание таблицы № 1


Первый столбец озаглавлен «Год» (221 г.), второй столбец озаглавлен «Сезон». В этом столбце размещены названия всех сезонов, упомянутых в тексте. Третий столбец озаглавлен «День». В нем помещены названия всех дней, упоминания которых встречаются в памятнике Цзичжи туньцзяня.


Четвертый столбец озаглавлен «Действие». Этот столбец является ключевым во всей таблице, так как в нем зафиксированы все действий по 221 г., упомянутые в летописи.


В заключительном столбце все действия отнесены к различным группам и, соответственно, столбец называется «Группы действий».


На основе составления данной таблицы мы проследили все события, встречающиеся в тексте памятника по 221 г. По столбцу «Группа действий» можно судить о характере производимых действий, а именно, о назначениях, сделанных правителями трех царств (Вэй, Шу и У), пожалований, которые делались в царствах, внешней и внутренней политики.


Были зафиксированы сведения по экономике, например, введение и изымание из оборота монет у-чжу.


По результатам оставления аналитической таблицы можно судить о структуре памятника, о формах записи действий (а) летописная, (б) тексты указов, (в) донесения чиновнику, (г) обсуждения указа.


Таблица дала представления обо всех видах конфликтов, встречающихся в тексте памятника, например, войны между царствами, конфликты при дворе.

Описание таблицы № 2


Данная таблица была составлена на основании таблицы № 1. В ней все действия, встречающиеся в 221 г. были «распределены» по трем царствам (Вэй, Шу, У). Это дало представление на какой вид государственной деятельности одно их трех царств делало упор в 221 г.


Таким образом было выявлено, что царство Вэй, появляющееся на политической арене средневековья раньше других трех царств, на втором году своего существования занималось, в основном, внешней политикой, а именно: были успешно покорены племена Ху и налажены отношения с царствами Шу и У. Правитель Вэй также занимался внутренней политикой, но уже в меньшей степени, чем в 220 г. (т.е. в первый год своего правления). К внутренней политике в данном случае относится укрепление государственного аппарата.


Царства У и Шу в равной степени были заняты внешними и внутриполитическими проблемами. Им нужно было укреплять свои силы для борьбы друг с другом, но в первую очередь с Вэй. В этих царствах, как и в Вэй, шло формирование государственности.


Теперь, имея некоторые результаты по извлечению из текста памятника основных действий, можно перейти к непосредственному подробному описанию истории 221 г. периода Троецарствия.

Заключение


В ходе работы был исследован политический процесс, выявлены периоды развития этого процесса, и была дана характеристика этих периодов.


В работе были рассмотрены два года правления Цао Пи, сначала вана, а затем и императора царства Вэй. Рассматривая 220 г., мы увидели, как молодой монарх занимает престол, делает первые назначения и пытается обезопасить его от других претендентов. Мы проследили все основные события первого года правления новой династии. Если учесть факт внезапной смерти Цао Цао, отца Цао Пи, то этот год оказался благополучным для нового монарха. Он и его сторонники решили все первостепенные задачи: не дали захватить трон другим претендентам на власть, «усмирили восставшие округа», назначили чиновников и укрепили государственный аппарат.


Иными словами был рассмотрен переход власти от одной династии к другой. Было установлено, что весь 220 г. был переходным – власть постепенно, в течение всего года переходила из рода Лю к роду Цао и, что важно, этот переход, согласно Цзичжи туньцзяню, произошел мирным путем.


В 221 г. Цао Пи продолжает делать назначения, но, как уже было сказано, они носят второстепенный характер, так как основа государственного устройства уже заложена в 220 г. Цао Пи, усмирив восставшие округа и области, начинает делать назначения и там, вместе с тем приводится в порядок экономическое положение в стране.


В 221 г. правитель царства Вэй сам принимает решения по особо важным вопросам (например, решение об отставке начальника военного приказа). Он уже меньше прислушивается к своим чиновникам, что характеризует его как человека, взявшего в руки государственное управление. Как и в 220 г. в 221 г. упоминается два других царства,- Шу и У. Контакты Вэй со своими соседями постепенно развиваются (с У связи были налажены только в конце 221 г.)


Итак, 221 год оказался более насыщенным внешнеполитическими событиями. Наряду с этим молодой правитель продолжает делать назначения и укреплять государственный аппарат.


Этот год представляет интерес потому, что монарх начинает проявлять себя как самостоятельный правитель. Часто он не соглашается со своими чиновниками и принимает решение сам. В целом 221 год был тоже удачным для Цао Пи. Были решены внешнеполитические задачи (налажены отношения с царствами У и Шу, покорены восставшие племена) и еще больше укрепилась власть монарха.

Библиография


На русском языке


  1. Лапина, 1970 – Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70 гг. XI в.) М., 1970
  2. Гумилев, 1968 – Гумилев Л.Н. Троецарствие в Китае. – Доклады Отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 5.1968
  3. Смолин, 1995 – Смолин Г.Я. Китайская хроника XI в. «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» и нормативные («династийные») истории. – Вестник СПБГУ. Сер.2, Вып. 2. 1995
  4. Смолин, 1998а – Смолин Г.Я. «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» и взлет китайской исторической хронистики. – Востоковедение и мировая культура, М., 1998
  5. Смолин, 1998б – Смолин Г.Я. Частные сочинения в источниковом арсенале китайской хроники XI в. «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее». – XXVIII научная конференция Общество и государство в Китае. М., 1998
  6. Смолин, 2002 – Смолин Г.Я. К вопросу о толкованиях и переводах заголовочного титула китайского летописного свода XI в. Цзы чжи тун цзянь, или Почему «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» ? – XXXII научная конференция Общество и государство в Китае. М., 2002
  7. Смолин, 2003 – Смолин Г.Я. Китайский летописный свод «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» в чжурчжэньском государстве Цзинь. XXXIII научная конференция Общество и государство в Китае. М., 2003
  8. Смолин, 1993 – Смолин Г.Я. О хронологическом содержании «Всепроницающего зерцала, управлению помогающего» – Вестник СПБГУ. Сер.2, Вып. 2. 1993
  9. Меликсетов А.В. История Китая. М., 2002
  10. Крюков М.В., Сафронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Китай в эпоху централизованных империй. М., 1978
  11. Симоновская Л.В. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974

На английском языке


  1. Fang, 1965 – The Chronicle of Three Kingdoms (220–265). Chapters 69–78 from the资 治 通 鉴 of Ssu-ma Kuang (1019 – 1086). Tr-d. and annotated by Achilles Fang. Cambridge, Massachusetts, 1965
  2. Ли Ин Бин. Очерки истории Китая. Шанхай, 1914

На китайском языке


  1. Сыма Гуан, 1935 – Сыма Гуан и др. Цзычжи тунцзянь. Т.1, Шанхай 1935

Список таблиц


  1. Таблица № 1 «Аналитическая таблица по 221 – ому г. периода Троецарствия»

 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]