Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ЛекцииАрхеология17 ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Лекция

Оглавление документа

Типы социальных структур (догосударственный период)


Лекция написана на материале сборников статей:
1. Ранние формы социальной стратификации, М., 1993;
2. Ранние формы политической организации, М.., 1995;
а также учебного пособия Н.Н.Крадина «Политическая антропология».

Несколько вводных замечаний

Анализ процессов усложнения социальных структур является одной из наиболее важных задач современной исторической науки и одновременно наиболее сложной. Существует большое число гипотез и точек зрения, высказанных обществоведами, этнографами, антропологами, археологами, которые требуют исторической систематизации и обобщения.


В современной российской политической антропологии еще не существует единой устоявшийся терминологии.


В недалеком прошлом в отечественной науке бытовала линейная эволюционистская концепция. Сейчас единой теории нет, разные ученые придерживаются разных взглядов. В настоящее время большинство ученых согласно с тем, что развитие обществ является вариативным и не всегда однозначно направленным во времени. Есть разные типы обществ. В зависимости от определенных условий (климатический пояс, специфика вмещающего ландшафта, соседи) разные типы обществ имеют разные пути развития. Одно состояние не всегда следует из другого. Разные типы обществ развиваются по разным законам. Тем не менее, говорить о развитии общества возможно, если понимать под этим усложнение социальных структур.


Такое усложнение происходит не однонаправлено во времени, а в зависимости от обстоятельств общественное устройство и социальная структура то усложняется, то упрощается. Новые качества накапливаются медленно. Ускорение или торможение часто придаются внешними факторами.


Общество – это коллектив определенного типа людей обоего пола, связанных общими потребностями и целями и взаимодействующими ради их удовлетворения. Общество является результатом упорядочивания, организации, системы норм.


Человек связан с природой и противостоит ей. В человеке сочетание двух начал – природного и культурного. Развитие человеческого общества – элемент развития культуры. То же – развитие индивидуума.


Важнейшими факторами и условиями развития общества является объективный фактор окружающей среды: 1. природно-климатический (умеренный, субтропический климат), 2. экологическая ниша, которое данное общество занимает (долина, предгорье, склоны гор + ее размеры). Кроме того следует учитывать еще один фактор: 3. влияние соседних сообществ.


В настоящее время наиболее распространенными теориями развития общества является следующие:
1. Содержащаяся в литературе советского периода, созданной на основе марксисткой науке, в основе которой лежит работа немецкого ученого Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» – выражена в учебном пособии Алексеева и Першица «История первобытного общества»


2. пришедшая из западной антропологии на основе работ К. Леви-Стросса о структуре ранних обществ, М. Мосса о дарообмене, как основной движущей силы развития общества и др. На этой основе развились концепции потестарно-политической этнографии


1. Говоря о первой теории, следует заметить, что в российской науке до 80-х гг. 20 в. господствовало представление о линейном стадиальном развитии человеческого общества. Это воззрение в марксизм пришло из классического эволюционизма 19 в. Считалось, что в своем развитии любое общество проходит через несколько этапов: от «первобытного коммунизма» до «государства». Но накопившееся к середине 80-х гг. большое число неразрешимых проблем, привело к осознанию частью ученых необходимости перейти к поиску иных моделей описания ранних социумов.


Например, было замечено, что часто к описанию обществ с присваивающим хозяйством использовались понятия, присущие обществам с производящей экономикой. Так, постулировалась универсальность первобытного равенства, поскольку считалось, что не было материальной базы для возникновения неравенства. Базой для равенства считались «коллективисткие формы собственности на средства производства». Но возникли вопросы, что такое «коллективисткие формы собственности» и применимо ли понятие «производство» для первобытного общества. Нашли ответ: коллективная собственность на общинную территорию с ее ресурсами. Но здесь некорректно понятие «коллективная собственность», т.к. традиционные модели землепользования групп охотников и собирателей не представляли собой отношения собственности в политэкономическом понимании этого слова, кроме того нельзя вычленить коллективы – «собственников» на землю и не могло быть нормативного закрепления и отчуждения «собственности».


2. Если первый подход в рассмотрении развития общества базируется на детерминизме развития экономического фактора (производственные отношения – базис), то второй – развития властных структур и самого института власти. Считается, что основными понятиями является власть, авторитет и управление.


Все сходятся во мнении, что ключевой момент для начала развития человеческого общества – упорядочивание половых связей, запрет инцеста – браков между ближайшими родственниками. Экзогамия.


***
Ниже – суммирование их представлений о развитии общества. Внутри каждого из них в течение длительного времени происходит усложнение социальной организации, которая трудно поддается фиксации. Она многовариантна.


В скобках мы ставим название эпох археологической периодизации, когда мог начать осуществляться переход к данной форме социальной организации.

1. Первобытное стадо

Коллектив первобытных гоменид до возникновения запрета на инцест.

2. Локальная группа (палеолит)

По мнению К.Леви-Строса, высказанному им в работе The Elementary structure of Kinship (London. 1970), первоосновой развития социальной структуры человеческого общества стал запрет инцеста и переход во взаимоотношениях между отдельными коллективами к обмену женщинами. На основе этого обмена возникает система брачных связей, устанавливается нормативная система родства, определяется старшинство поколений, брачные классы. В результате возникают первые социально-родственные общности – род, локальные группы.


Род – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии.


Основа кодификации норм поведения, по мнению М.Мосса, высказанному им в работе «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (М., 1996) — обмен дарами. Явление обязательного дарообмена — основа культуры в развитии человеческого общества. На основе него со временем сложилась система общественного поведения с запретами и наказаниями за их нарушение, которая стала жестко регулировать поведение индивидуума и всего общества.


Далее приведем материал статьи О.Ю. Артемовой. «Первобытный эгалитаризм и ранние формы социальной дифференциации» (в сборнике «Ранние формы социальной стратификации: генезис, историческая динамика, потестарно-политические функции». М., 1993 ).


Благодаря экзагамности роды объединялись в «локальные группы», которые состояли из представителей двух или нескольких родов, члены которых имели право и были обязаны вступать в брак друг с другом.


Возникли парные семьи, крепость их была невелика – основная нагрузка по воспитанию детей лежала на коллективе.


Среднее число людей в одной локальной группы – около 25 – 50 человек. Оно пропорционально количеству пищи, которое может быть стабильным источником существования при использовании участка площадью около 80 – 120 кв. км.


Локальная группа привязана к одной кормовой территории и за ее пределы практически не выходила, вела полуоседлый бродячий образ жизни. Самообеспечение. Обмен между группами был редок. Локальные группы легко распадались и создавались вновь внутри совокупности локальных групп, близких по языку и культуре.


Можно выделить два вида локальных групп, которые, видимо, не являются стадиальными, а представляют разные направления развития.


1. Эгалитарные общества. Это неранжированный коллектив. Без выделения формального лидера, знахаря, половых и возрастных групп (совр. бушмены Южной, пигмеи Центральной, хадза Восточной Африки, палийан Южной Индии, негритосы Малайзии). Различая в статусе, если и были, то весьма незначительные, не влекли за собой привилегий социально-престижного характера, а были индивидуальными и не имели обрядового закрепления. Статус полов также равен.


2. Общества с социальной дифференциацией. В нем возникает закрепленная обрядами иерархичность (аборигены Австралии).


Учитывается 1. функция каждого члена – формальный лидер, знахарь, мастер материального или художественного творчества и обычный член коллектива, 2. пол – положение мужчин выше, чем женщин (не везде), 3. принадлежность к возрастной группе – положение старших мужчин и младших неодинаково, принадлежавший к группе старших мужчин имел больший вес, получал большую долю пищи, чем женщина, ребенок или старик.


Кроме этого, на социальное положение оказывали влияние индивидуальные способности. Статус человека в коллективе был сопряжен с престижем и обусловлен неравноценностью индивидуальных способностей. Повышению статуса способствовали воинская доблесть, выдающиеся успехи в хозяйственных занятиях и в художественном творчестве. Поэтому мужчинам было свойственно стремление к повышению престижа с помощью особых навыков и поступков. Есть тенденция к наследованию социальных позиций, связанных с высоким статусом. Но наследование не было автоматическим. Требовалось признание в коллективе.
Оценщик престижа – общественное мнение.


Важная роль в системе статусов играет институт инициаций – посвятительных обрядов либо перехода в возрастную группу, либо знахарские. То есть существовали различные степени посвящения и обладания знаниями. Охранялись знания системой табу – запретов.


В эгалитарном обществе там, где не было деления на половые и возрастные группы, там не было и посвятительных обрядов перехода; там, где не выделилась фигура знахаря, не было посвятительных знахарских обрядов. Где не было формальных лидеров, там были неформальные на время охоты, но они не распоряжались ресурсами, не приказывали окружающим (пигмеи мбути).Общественное мнение высмеивало любого, кто пытался выдвинуться.


Нормативные установки, которые регулировали социальную жизни в эгалитарных обществах были гораздо менее формализованы, санкции имели моральный характер: осуждение, порицание высмеивание. Соответственно, не было лиц, которые могли принуждать других к соблюдению порядка и карать нарушителей. Но люди реже в ступали в конфликт, чем в обществе с социальной дифференциацией. Члены таких обществ были меньше связаны коллективом и привязаны к нему.


В обществе с социальной дифференциацией появляется формальный лидер. Но он был не во всех коллективах. Где он были, его функции зачастую сводились к сфере организации внешних контактов, а также были предводителями в случае конфликтов.
В коллективе мог быть специалист – знахарь. Он занимал особое место, мог быть формальным или неформальным лидером. Руководил обрядами. Формальный лидер шел первым на охоте, выбирал место стоянки, руководит работами, поддерживает порядок. Опирался только на свой престиж. Он должен все знать, уметь и быть щедрым. Все, что он знает и умеет отдается группе, а взамен он получает уважение и престиж. Его слушают и слушаются.


Обладание материальными ценностями не давало высокого статуса. Общественное мнение препятствовало накоплению материальных вещей. Оно раздаривалось. Характерное явление – взаимообмен материальными благами – реципрокность. Постепенно возникают привилегии – несколько жен, больше еды, но только с закреплением привилегий наступает конец эгалитаризму. Это связано с переходом к производящим формам хозяйствования. В раннеземледельческих обществах статус лидера – бигмена – основывался уже на накопленных материальных ценностях. Лидер не наследственный, власть ограничена.


3. Семейно-клановая группа (верхний палеолит и неолит)


Семейно-клановая группа – это классификация по принципу родства, это социальная единица или община – классификация по принципу ведения хозяйственной деятельности, хозяйственная единица


Семейно-клановая группа – это группа близких родственников, потомков одной семейной пары по определенной линии с их брачными партнерами из другой семьи и всеми их детьми. Возникает, предположительно, при переходе к оседлости в верхнем палеолите и особенно интенсивно при переходе от присваивающего хозяйства к производящему в неолите.


Община – социальное объединение совместно проживающих и хозяйствующих людей. Община не была замкнутым объединением, она не могла существовать без более или менее регулярного взаимо¬действия с другими, в том числе для обмена брачными партнерами. В зависимости от природно-географического фактора выделяют три вида общин: зерноводов, просоводов, рисоводов. Каждый из них имеет свои особенности.


Внутренние связи прочнее, чем в локальной группе. Идет интенсивный рост и накопление материального достатка. По мнению сторонников М. Мосса, основа общества – ранговое неравенство. Неравенство еще скрыто, но уже очевидно. Это проявляется через закрепление статуса в коллективе. Фиксируются позиции высокого и низкого статуса. Исходят из ряда критериев – возраст, положение, личные качества, престиж, участие в дарообмене. Дар – выражение статуса. Дарение возвышает, принятие принижает.


У тех у кого был материальный достаток, стремились обменять его на престиж, а получив престиж стремились к привилегиям и власти. Централизованное перераспределение продукта – редистрибуция (по Поланьи). Ради престижа и власти надо отдавать больше. Право редистрибуции, т.е. распоряжение избыточным продуктом, принадлежало лидеру коллектива. Его позиции изначально стабильнее, чем у лидера локальной группы. Его статус наивысший в коллективе. Ему принадлежит право редистрибуции семейного продукта: обычно это определение где какой брачной паре жить, какими продуктами и в каком количестве пользоваться и т.п.


В начале этого периода все кланы равны, у каждой свой глава. Постепенно внутри клана обособляются различные линии родства с разным статусом. Высокий статус закрепляется за основной линией, более низкий за боковыми. Возникает «конический клан» (термин П.Кирхгофа «The Principle of Clanship in Human Society» – Davidson Journal of Antropology, 1955, v. 1).


Эволюция социальной структуры на этом этапе прослеживается этнографически. Она вариативна. Есть несколько теорий. Согласно традиционной, община, как хозяйственная единица, видоизменялась следующим образом:


А. Крупная родовая община
Первоначально при переходе к оседлости, но в рамках присваивающего хозяйства община велика – в среднем археологи считают, что более 100 человек (до 500 человек). Оседло живут на закрепленной за ними территории.


При сохранении большой роли коллектива происходит обособления малой семьи. На стоянках – часто около 10 отдельных жилищ. Т.е. несколько семейных групп, родственных между собой и связанных регулярными брачными связями.


Есть лидер – старейшина общины, это административная должность, наивысший социальный ранг. Избирается из числа старших в семейных группах. Не мог передавать по наследству. Его в научной литературе называют бигмэн (большой человек). Он регулировал в пределах своей общины хозяйственные (строительство дамб, оборонительных сооружений) и социальные отношения, организовывал отношения с другими общинами, представляя ее. Это выражалось в наличии эмблем, «титулов» – символов общины.


Есть жесткие возрастные группы. Главы семейных групп соперничают за обладание административной властью. Получаемый избыточный продукт раздавался для укрепления авторитета и власти. Имевшие власть не накапливали богатство. Его власть распространялась только на свою общину.
При избытке населения при условии наличия свободных земель избыточное население уходит и создается дочернее селение, связанное с оставленным узами родства.


Б. Родовая община
Постепенно происходило дробление «крупных родовых общин». Родовая община теперь насчитывала от 30 до 100 человек. Продолжается обособляться семья. Важный фактор – солидарность членов общины. Постепенно родовые связи вытесняются территориальными и хозяйственными. Отсюда, родовая община оседлых земледельцев как хозяйственная единица проходит два этапа развития:
– сначала кровно-родственная община;
– затем территориальная соседская община.
Поскольку община кровных родственников носила локальный характер, но имела близкие ей по языку, верованиям, обычаям общины, то они образовывали «группу общин».


В отдельных случаях на основе общины, как хозяйственной единицы, возникает политическая единица – «племя».


***
Общество, предшествующее возникновению государства называют «поздне-потестарным», а перешедшее к государственности – «ранними государствами».


В исторической науке принято выделять два вида поздне-потестарных обществ:
1. племя, 2. вождество (племенные объединения и племенные союзы).


Заметим, что данная схема справедлива не для всех обществ – она относится в большей степени к обществам зерноводов (умеренный климат – Восточное Средиземноморье, Западная Азия, Европа), но в меньшей к обществам просоводов (умеренный климат – север Восточной Азии), рисоводов (субтропический климат – Юг Восточной Азии, Юго-Восточная Азия).У рисоводов община гораздо более прочное и самодостаточное объединение, оно больше зависит от вмещающего ландшафта, менее подвижное. В некоторых районах Тропической Африки (экваториальный, субэкваториальный климат) основной продовольственной культурой является ямс. Поскольку общества зерноводов и просоводов изучены лучше, то сначала рассмотрим их.

4. Племя (бронза)


Племя – совокупность семей и отдельных людей, соседствующих на одной земле, объединенных общим названием, подчинением общему вождю, поклонением общим богам, связанных коллективными решениями, живущих похожим укладом жизни.


Факторы объединения:
1. Оптимальная экологическая ниша,
2. Хозяйственный эффект в рамках этой ниши,
3. демографический оптимум. Прочность племени было во многом обусловлена границами занимаемой территории (вмещающего ландшафта).


Для племени характерно наличие общей территории, племенное самосознание, самоуправление.
Наряду с понятием «племя», в литературе часто используется понятие «община». Напомним, что «община» – это хозяйственная единица, а «племя» – политическая.


Возникновение «племени» на основе земледельческой «общины» – начало процесса складывание качественно нового политического образования, которым является раннее государство. Но не всякая «группа общин» может дать племя, не каждое племя может стать основой для государства.
Отметим, что понятие племя используется для характеристики обществ как земледельческих так и скотоводческих (степняцких). Для «племени» характерна высокая степень мобильности – перемещения в поисках благоприятной экологической ниши является условием их сохранения и развития. Как правило, перемещение отражает тенденцию к переходу к новому качественному этапу развития. Сказанное практически не относится к рисоводческим обществам, для которых характерна сравнительно прочная привязанность к конкретной экологической нише.


Но следует заметить, что при характеристике обществ рисоводов, понятие «племя» обычно не используется. Вместо него говорят о «группах общин», расположенных в одной экологической нише, объединенных взаимодополняющими хозяйственными связями, общими обычаями и единым культом священных объектов (дерево, камень и т.п.).


Сохраняются кровно-родственные связи, но в состав племени входят и неродственники.
Управление племенем – надобщинная структура. Из числа глав отдельных общин избирался лидер. Или лидер сильнейшей общины объединял другие. Власть вождя постепенно обособлялась. Шел двоякий процесс институализации его власти и сакрализация его политического статуса.
Племя возникает в догосударственный период и существует на протяжении столетий. Усложнение племенной организации и ведет к созданию вождества. Перехода к государственности – может и не произойти.


Правители нескольких племен могут заключать соглашения о временном объединение. Сравнительно рыхлые племенные объединения (например, в 1 в. н.э. нескольких германских и кельтских племен во главе с Марободом на территории Чехии) легко распадаются.


Племенное объединение — это объединение племен, заключивших между собой соглашение на время мира и войны. Они возникали либо по общему согласию, либо по принуждению более сильного племени.


Племенные союзы могли возникать либо вынужденно и быстро перед угрозой опасности, либо сравнительно медленно в силу естественных интеграционных процессов, связанных общностью интересов, взаимодополнением (разделение сфер деятельности) и т.п.


Племена и союзы племен различались по численности населения, что во многом определяется вмещающим ландшафтом. Одна из причин объединения – вынужденные миграции, частые в предгосударственный период. Распад был продиктован борьбой племенных вождей за главенство, племенной знати – своего привилегированного положения и всех – стремлением сохранить самобытность, либо же вмешательством «империи».

5. Вождество (чифдом)


Этот термин был введен Э. Сервисом и раскрыт Х.Дж. Классеном, который и выделил его в отдельный предгосударственный политический институт.


Племенной союз (или вождество, чифдом) – политическое объединение стратифицированных обществ, в котором произошло обособление лидера. Это уже «предгосударство».
Племенные союзы могут возникать на основе объединения нескольких племен (например, в 4–5 вв. аламанов, готов, франков).


Это более устойчивый и долговечный вид объединения, чем племенное объединение, во главе которого стоял лидер, чья власть была близка к царской. Он уже признавался в качестве такового вождями других племен и их народом. Его власть могла быть скреплена браком с дочерьми этих вождей (союз галльских народов эдуев, гельветов и секванов в 58 г. до н.э. – царь эдуев Думнорикс взял в жены дочь царя гельветов и тем самым возвысился над ним).


Для вождества характерно:
1) наличие фигуры носителя центральной власти, у которого еще нет постоянного законного права проводить в жизнь свои решения без одобрения к-л коллективного органа из числа верхушки влиятельных родов;


2) различие между теми, кто управляет и теми, кем управляют, не являются непреодолимыми. Они основываются на различиях, которые определяются родственными отношениями. Брачные связи – инструмент повышение и укрепления статуса;


3) уже есть институты присвоения управляющей группой части прибавочного продукта, но они еще не укоренились и при¬менялись не регулярно.


4) интеграция населения вождества за счет наличия цент¬рального руководства, которое, однако, не имеет устоявшегося аппарата управления, но уже есть общая идеология. У руководства вождества еще мало возмож¬ностей предотвратить распад.


В вождестве господствуют территориально-родственные связи.


В вождестве власть приобретает характер обособленного института. Это важнейшее условие возникновение государственности.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]