Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: ЛекцииАрхеология18 ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Лекция

Оглавление документа

Возникновения государственности

6. Государство


Изучая историю государственности различных сообществ мы должны выработать отношение к ее динамике и модель ее описания.


С 19 в. и до конца 20 в. ученые, изучая историю стран Древнего Востока и Средневековую историю стран Азии и Африки, исходили из того, что «государство» это крупное моноэтническое территориальное образование с едиными границами – естественным состоянием которого является целостность. Использовалось понятие «централизованное государство» (полеэтническое государство называлось «империей»).


Соответственно, его разрушение объяснялось как децентрализация, распад и воспринимались как время упадка, социального и экономического регресса, время усобицы в среде правящей элиты. Это время описывалось всегда со знаком минус. Напротив же, централизация и создание территориального государства или империи воспринималось как подъем, время социального и экономического прогресса, единения правящей элиты. Это время описывалось со знаком плюс.


На настоящем уровне развития исторической науки стало очевидным, что требуется иная модель описания государственности. Сейчас уже не у кого не вызывает сомнения, что складывание крупных территориальных образований с едиными границами происходит только в конце периода древности (1 тыс. до н.э.) и в конце периода средневековья (к 16 в. н.э.).


Еще до начала 90-х гг. ХХ в. в отечественной науке господствовало представление о линейном развитии человеческого общества, сформировавшееся в рамках парадигм советской науки, в основе которых лежали постулаты марксистко-ленинской теории. Основным являлся аспект экономического развития и классообразования. Считалось, что в своем развитии любое общество проходит через несколько обусловленных этапов – социально-экономических формаций: от «первобытного стада» до «государства» (рабовладельческого, феодального, социалистического), после чего государство отживает и начинается эра «коммунизма».


6.1. Возникновение государственности


Проблема возникновения такого социального устройства общества, которое принято называть «государственным» является одной из наиболее дискуссионных. Безусловно, что она связана с развитием общества, под которым принято понимать усложнение социальных структур. Но в то же время, историку постоянно приходится сталкиваться с обществами, развитие которых приостанавливалось и они архаизировались. Причиной могли быть, например, географические и, соответственно, хозяйственные – экологический кризис и перенос торговых путей. Или политические – завоевание и подчинение.


Возникновение государственности это очень сложный, до конца не изученный процесс. Оно возникает в результате целого ряда внутренних и внешних факторов. В настоящее время ученые пришли к выводу, что развитие обществ является вариативным и не всегда однозначно направленным во времени. При этом конечно есть общие универсальные тенденции и закономерности (например, возникновение института государства), но изучаются они с учетом конкретных особенностей, которые формируются рядом факторов.


В настоящее время большинством историков признано, что важнейшим фактором и условием развития общества является объективный фактор окружающей среды:
1. в целом – природно-климатический,
2. в частности – вмещающий ландшафт оказывает прямое влияние на скорость складывания государственности и на ее прочность. Кроме того следует учитывать еще один фактор:
3. влияние соседних социумов.


Обратим внимание, что схем развития социумов несколько. Если ранее видели и обсуждали в основном только одну:
«община – вождество – (сложное вождество) – раннее государство – развитое государство»
То для обществ горских народов ученые предлагают такую альтернативную модель развития:
«простая община – автономная община с развитой внутренней структурой – гражданская община».


При этом гражданская община по многим параметрам может выходить на уровень развития сопоставимый с характером вождеств или ранних государств (античный полис, политические организации горцев Евразии).


Племя и вождество – формы политической организации социумов, но тем не менее это еще не государства. Чтобы возникло государство – нужно, чтобы обособление фигуры носителя власти достигло определенной высокой степени и была осуществлена легитимизация носителя верховной власти, т.е. признание в качестве такового правителем другого государства или большей частью социума. Для этого, как правило, правитель такого образования присваивает или получает символы власти, характерные для уже существующего государства. Это выражается прежде всего в приеме титулатуры – так яванский рака становится раджей и т.п.
Важны и внешние факторы. Прежде всего не должно быть сильного соседа (часто это империя), который мог пресечь складывание государства. Так в 54 г. до н.э. Думнорикс был уничтожен Юлием Цезарем. Государство кельтов смогло возникнуть на этой территории только в 3 в. н.э., но просуществовало оно только 10 лет.

6.2. «Раннее государство»

«Ранние государства» (термин употреблялся К. Поланьи) – особая ранняя стадия развития института государственности.


Оно было впервые широко введено в научный оборот в 1978 г. как результат сравни. тельного анализа двадцати политических систем Азии, Африки, доколумбовой Америки и Европы периода государство образования (Кочакова Н.Б. М., 1986, с. 15).


«Ранние государства» могут быть описаны с точки зрения верховной власти. Основными понятиями при таком подходе является «носитель власти», обладавший соответствующими ее атрибутами – прежде всего «центром власти» или «стольным городом», и получившим необходимую инвеституру.
«Стольный центр» здесь противопоставлен «общинам», состоящим в определенных отношениях с носителем власти и друг с другом.


Охарактеризуем это понятие:
1. Очерченные границы вмещающего ландшафта и оптимальная для него численность населения (при возникновении государственности его, как правило, становится несколько больше, чем это требовалось в ранний период, когда требовалось поддержание равновесия. Избыточность – является условием усиленного хозяйственного преобразования вмещающего ландшафта, которое возглавляют надобщинные лидеры).


2. наличие центральной власти в лице какого-либо носителя власти а) способной поддерживать порядок и предотвращать распад, благодаря авторитету или угрозе применения силы; б) способной отражать внешнюю угрозу. Положение правителя как главы раннего государства обосновывается мифами и генеалогией, которые связывают его со сверхъестественными силами. Он также считается сакральной фигурой ответственной за контакт с высшими силами и благосостояние социума (он обеспечивает плодородие), является благотворящей личностью, источником даров, вознаграждений и пожалований.


3. наличие идеологии, которая узаконивает права правителя. Она связывает его со сверхъестественными силами. Он считается сакральной фигурой, от него зависит благополучие людей. Идеология поддерживается жречеством.


4. наличие лиц с высоким статусом – знати, из числа членов семьи правителя, глав кланов и высших должностных лиц. Занимают высокие должности. Их статус определяется родовой принадлежностью и близостью к линиджу правителя, а не собственность на землю как основное средство производства. Высокий статус могут получить и представители категории лично-зависимых (так называемые «привилегированные рабы»).


5. наличие органов управления – принуждения. Благодаря этому аппарату правитель способен предотвратить распад раннего государства.


6. наличие системы налогообложения в разных видах (подати, налог, дань и т.п.). Налог – это часть прибавочного продукта изымаемого в пользу центральной власти. Он обеспечивает существование государственных структур и используется для поддержания государственной организации.


7. Основу социальной структуры составляет общинная организация. Подавляющая масса населения – лично свободные общинники, владевшие основным средством производством в качестве членов кровнородственных коллективов (линиджей).


Для носителей власти «раннего государства» характерно стремление к обеспечению преемственности власти, т.е. переход властных полномочий от одного государя к другому.


В раннем государстве существуют многочисленные должностные лица, выполняющие специализированные задачи. должностные лица общего характера, или полифункциональные администраторы, характерны главным образом для регионального и местного уровней управления. Что же касается центрального органа управления, то на этом уровне действуют в основном «специалисты». Хотя в идеале только правитель имеет право даровать законы, на деле государственные установления являются плодом деятельности многих людей.


Политическим, религиозным и культурным центром «стольного центра» является дворец правителя.
Х.Дж. Классен в зависимости от степени развития а) торговли и рынков, б) способа достижения высоких постов (наследованием или назначением), в) частной собственности на землю, г) судебной системы и системы налогообложения, д) способа вознаграждения должностных лиц разделил ранние государства на три группы: зародышевые, типичные, переходные [Claessen H.J.M. Specific Features of the African Early State. – The Study of the State. The Hague – Paris – New York, 1981, с. 60 – 61].

6.3. Государство как таковое

Закономерности возникновения государств – первичные и вторичные государственные образования
Применительно к истории возникновения государств в периоды древности и средних веков надо учитывать, образуется ли государство самостоятельно без активного влияния из вне – назовем его «первичным» или возникает при влиянии уже существующей на соседней территории государственности – назовем его «вторичным» .


Первичные государства характерны в основном для ранней и развитой древности (кон. 4 тыс до н.э. – сер. 2 тыс. до н.э.), когда между очагами государство образования лежали огромные пространства до-государственной периферии – это «номовые» центры (Шумер, Египет с конца 4 тыс. до н.э.).


Это общество техногенное (термин Д.В.Деопика), город сохраняет тесную связь с округой. Здесь город является центром сосредоточения сакральной и светской власти, которая мобилизует постоянных жителей округи на тяжелый труд, направленный на преобразование окружающего ландшафта. Возникновение города не всегда является признаком возникновения государственности, речь чаще всего идет о гармонических обществах, где город, населенный большим числом земледельцев, является самодостаточным (Восточное Средиземноморье с 10 тыс. до н.э.). Он сохраняет экономические связи с округой, но не влияет на нее с точки зрения управления.


Возникновение «первичных» государств происходил в древности крайне медленно. История на протяжении двух тысячелетий (3 – 2 тыс. до н.э.) как бы отрабатывала различные модели государственности. В средние века «первичных» государств не возникало, любое вновь возникшее государство было «вторичным». Процесс государствообразования проходил уже гораздо быстрее и занимал не более трех-четырех столетий.


Первоначальное состояние – это всегда наличие нескольких центров власти и носителей власти на определяемыми естественными границами вмещающего ландшафта территории. Определяющим является не столько этническая принадлежность, сколько факт занимания единого вмещающего ландшафта. Ранняя древность (конец 4 тыс. – первая половина 3 тыс. до н.э.) и раннее средневековье (2 – 7 вв. н.э. ) – это время формирования таких центров, которые в работах по «древней» истории принято называть «номами», а средневековой – «княжествами».


Объединение номов и создание «централизованных государств» – «царств» в древней истории (середина 3 тыс. – середина 1 тыс. до н.э.), «королевств» (царств) в истории средних веков (8 в. – 13 вв.) – это второй этап. Третий этап – создание «империй» – крупных территориальных полиэтнических образований, чьи территории распространяются за пределы одного вмещающего ландшафта. Древность (вторая половина 1 тыс. до н.э.), средние века – с 14 в.


Но возникнуть они могли там, где это позволял вмещающий ландшафт и отсутствие разрушающего внешнего фактора (степняк или горец, европеец). Например, в Бирме степняк – монгол и горец – шан, а затем европеец. Кроме того следует учитывать, что в силу действия Следствия 2 ко Второму историческому закону, разные общества могут проходить одни и те же этапы в разное абсолютное историческое время.


В период древности «первичные» государства зерноводов и «вторичные» государства рисоводов проходят путь от «общины» и «группы общин» к раннему (часто «номовому») государству.
В средние века «вторичные» государства зерноводов, просоводов и рисоводов проходят на пути к появлению государства через три этапа: 1. племя (община – у рисоводов) –– 2. племенные объединения (объединения общин) – 3. племенные союзы (союзы общин) – 4. ранние государства.


В силу специфики источников, исследуя возникновение государств в древности, мы больше знаем об экономических аспектах, несколько меньше о социальных и практически ничего – событийных.
Сначала рассмотрим древность, потом средневековье.

Возникновение первичного государства в древности

(Использован материал статьи И.М. Дьяконова, В.А. Якобсона «Номовые государства», «территориальные царства», «полисы», «империи». Проблемы типологии. ВДИ, № 2, 1982). В этой статье проблема рассматривается с точки зрения развития экономики и управления.


Первые государства всегда невелики – они включают несколько тесно связанных между собой общин. Чтобы быть устойчивым оно должно было иметь естественные границы (защищен горами, рекой, пустыней и т.п.). Именно такие районы сложения государственности в науке принято называть «номом». У нома был центр, в котором находился храм главного божества нома, рядом с которым селилась администрация, сооружались склады продовольствия и оружия, устраивались мастерские – все это обносилось стеной. Так возникает город – центр «первичного» государства .


Ученые выделяют три пути развития раннего государства. Первый и второй – в техногенных обществах с интенсивным земледелием (возделывание зерновых культур) и ирригацией, третий – в гармоничных обществах (более широкий спектр земледелия и растениеводства, добыча металлов, ремесла и др.) почти не было ирригационных систем.


1. в экономике сосуществует два экономических сектора – государственный и общинно-частный при преобладании первого (Шумер в нижней части долины Ефрата, Элам). Здесь номы сохраняли свою автономность сравнительно долго.


2. государственный сектор сравнительно быстро поглощает общинно-частный, номы объединяются царями (Египет).


3. Общинно-частный сектор гораздо важнее государственного (государства Малой Азии и Восточного Средиземноморья). В 1 тыс. до н.э. этот путь развития переходит в античный путь, возникает особый тип общинно-частного сектора – полис (Греция, Италия), где роль государственного сектора ничтожна.
Первое и второе были крупные государственные объединения, размеры которых определялись н политической и экономической необходимостью унификации речного бассейна. Отмечается одна важная закономерность, характерная для техногенных государств – возникнув, оно развивается скачками – в начале происходит значительный прирост прибавочного продукта, а затем спад (из-за истощения почв и прироста населения).


Во втором тысячелетии возникают «вторичные» государства, которые представляли из себя конгломерат автономных политических единиц (Хеттское, Метаннийское, Средне-Ассирийское, Чжоуское государство). Но это еще не империя. Империями не обязательно становятся государства с развитым сельским хозяйством. Будущая империя должна обладать дополнительными ресурсами: средствами для ведения войн, ведения неэквивалентной торговли (путем захвата и контроля центров международной торговли), увеличения численности рабочей силы. Империи возникают в 1 тыс. до н.э. – первой империей была Новоассирийская 9 – 7 вв. н.э. Империя объединяла территории неоднородные во всех отношения (политические, экономические, культурные). Территории объединялись насильно, чтобы принудить их обеспечивать центр. Постепенно территории унифицировались (единое административное деление). Империи должны наилучшими армиями, а само государство должно занимать удобное стратегическое положение. Ассирия была исключительно выгодно расположенная. Империя не могла быть очень устойчивой.

Возникновение вторичного государства

Государства, возникшие в поздней древности (втор. пол 2 тыс. – 1 тыс. до н.э.) и в ранний период средневековья, как правило являются «вторичными» (Япония, Корея). Очагов цивилизации, по сравнению с древностей было значительно больше, догосударственная периферия постепенно сокращалась.


Применительно же к средним векам, сведений о событийной истории становится больше. Мы убеждаемся в том, что подавляющее большинство ранних государств в Старом Свете образуется с учетом опыта соседей, поэтому можно выделить два типа государств «доноров» и «реципиентов». Первые передают свой социальный опыт, вторые его воспринимают. Государством «донором» может быть и не «первичное» государство.


Внешнее воздействие воспринимается тем полнее и быстрее, чем ближе они находятся друг к другу с точки зрения развития общества, а также особенностей хозяйственного комплекса и традиционной культуры. Последствия внешнего импульса определяются тем, насколько он совпадает с тенденциями внутреннего развития социума. Государственность не может быть привнесена на неподготовленную почву (в истории Англия – несколько столетий присутствия римлян не привели к возникновению государственности). Она возникает только там, где общество, пройдя сложный путь развития, уже готово к этому. Она выкристаллизовывается в результате выделения из племенной или общинной знати надплеменного лидера, а конституируется под влиянием легитимизации из государства «донора».


Опишем ряд закономерностей возникновения «вторичных» государств, которые выступали в качестве «реципиентов».


Предварительно заметим, что изложенная ниже схема перехода к государству через племя справедлива не для всех обществ – это относится в большей степени к обществам зерноводов (Восточное Средиземноморье, Западная Азия, Европа) и просоводов (север Восточной Азии), где также велика роль скотоводства), но не для общества рисоводов (Юг Восточной Азии, Юг Южной Азии, Юго-Восточная Азия), которые, практически никогда не бывают скотоводами – обходятся свиньями и птицей.


На процесс сложения государства воздействие внешних и внутренних факторов очень велико, особенно когда государственность уже назрела. Во внешнем факторе основным является уровень могущества и отдаленность государства «донора». Во внутреннем – возможности потенциального монарха противодействия племенной знати. Рассмотрим их.


Внешний фактор
При образовании «вторичных» государств важно учитывать фактор близости ранее возникшего государства «донора». Если соседство очень близкое и такое государство на подъеме, то оно тормозит образование государства (Китай и Корея – конец 3 в. до н.э. – начало 3 в. н.э., Рим и галлы – 1 в. до н.э.).


«Вторичное» государство образуется когда сильный в прошлом «донор» находится на спаде (Китай – 3 в. н.э.; Рим 4–5 вв.). Но другое дело, если государство «донор» расположено сравнительно далеко (южноиндийские государства и страны ЮВА), тогда его усиление дает толчок и для создания государственности у «реципиента». Это складывается из процессов миграции, усиления общего политического, экономического, религиозного, культурного воздействия.


Внутренний фактор
Исследование процесса сложения государственности должно учитывать два параметра: племенная знать и народ. Племенная знать: сопротивляется усилению и обособлению власти одного правителя. Категорически против передачи власти внутри одной семьи. Народ: увеличивается в численности за счет включения большого числа родовых и племенных коллективов, одновременно появляются категории ущемленных в правах, которые личнозависимы от лидера.


Рассмотрим закономерности возникновения государственности и укрепление династии правителей.
1. Государственность возникает после прихода представителя уже существующей династии из соседнего государства. Либо в результате приглашения на правление представителя мужского пола (русское государство и Рюриковичи). Либо в результате женитьбы на дочери (принцессе) или взятия в мужья сына (принца) представителя монархического рода из другого государства (кхмерское государство Бапном).


2. Если в государстве «доноре» институт светской власти ослаблен, а религиозной силен, то вместо приглашения представителя монархической династии, местный лидер может стать монархом благодаря получению благословения от главы этого религиозного института (государство Меровингов ).


3. Описанные ситуации возможны если соседнее государство «донор» сильное. Если у соседнего государства с уже сформировавшейся монархической властью, ослаблены институты и светской и религиозной власти, то возникновение государственности у соседей задерживается (ситуация конца Римской империи). Однако, если появление государственности уже назрело, а «донора» нет, то возможен выбор монарха из местной элиты (монголы и Чингиз-хан). Тогда правителю создается легенда, согласно которой он является потомком богов или родился от божества. Но такая власть долго сохраняет в себе пережитки родовых отношений.


Итак, государство «донор», повторим, не должно быть слишком сильным, иначе она стремится подчинить себе периферию, на которой идет процесс государствообразования, и разрушить складывающиеся там институты власти (Рим и галлы). Иными словами, для возникновения «вторичной» государственности должны быть благоприятные условия – должно сложиться определенное равновесие с государством «донором», когда оно готово передать «реципиенту» институты власти, но при этом не стремиться подчинить и присоединить его. Очевидно, что такое возможно либо при условии больших расстояний (государства в Китае и Япония, государства Южной Индии и страны ЮВА) либо при условии ослабления «донора», когда он не в состоянии осуществить захват. Близкий «донор», находящийся на подъеме препятствует развитию государственности.


6.4. Некоторые наблюдения

При анализе исторических источников признаком возникновения государственного образования является принятие соответствующей титулатуры носителем власти, которая зачастую получается из государства «донора». Зачастую для отдаленных государств (например, Явы, Суматры) первое посольство в «империю» (Китай) считается датой возникновения государства.


Динамизм процессу переходу к государству придается действиями людей. Эти действия направлены, с одной стороны, на усиление личной или институализированной власти, с другой – на разрешение противоречий и конфликтных ситуаций, сохранение стабильности в обществе (Claessen H.J.M. The internal dynamics of the early state. – Current Anthropology, 1984. v. XXV, № 4, с. 370).


Вождь одного племени, стремясь к тому, чтобы стать правителем нескольких племен, должен обладать не только богатством, но также авторитетом, завоеванным щедростью, и подкрепленным силой. Щедрые раздачи и мудрые судейские решения – посредничество в решении внутри и внешне племенных вопросов, были направлены на то, чтобы «обязать себе своими услугами как можно больше племен» (Юлий Цезарь, Галльская война, с. 11). Надо помнить, что его возвышению мешает прежде всего собственная племенная родовая верхушка, привыкшая к коллегиальному управлению – для нее не приемлемы идеи единовластия. Поэтому такому вождю, потенциальному объединителю, всегда приходится бороться на два фронта – внутри с общинной верхушкой и во вне с вождями других племен.


Пример – «цари» («князья»), которые появились в результате развития галльского общества с конца 2 в. до н.э. до 50 гг. 1 в. до н.э. В конце галльской войны к 50 г. Кельтилл, а затем его и сын Верцингеторикс у арвенов, Оргеторикс у гельветов были свергнуты и осуждены советом старейшин и советом знати. На их место знать выдвинула, выбиравшееся на год должностное лицо (вергоберт), который имел исполнительную и судебную власть, но был лишен военной власти. На время ведения военных действий знать выдвигала военачальника. Власть его не могла быть передана близкому родственнику. В этом можно увидеть стремление сохранить коллективное управление, характерное для родового общества – образование государственности оттягивалось.


Только когда власть вождя принимает монархические черты – становится надобщинной и надплеменной, борется за освящение своего надобщественного статуса прибегая к авторитету богов или уже существующих монархов, за наследственную передачу власти и др., тогда и возникает государство. Но для установления единоличной царской власти должны сложиться благоприятные обстоятельства. Если их нет, то претендент сходит с арены (Верцингеторикс у галлов, который был выбран большинством галльских народов главнокомандующим в борьбе с римлянами, был побежден и покончил собой).


Если же ситуация для исторически «быстрого» возникновения государства благоприятна, тогда мог быть востребован правитель, чей авторитет и сакральная сила обеспечивалась родством с уже существующей династией (племенной союз славян и фино-угров в Новгороде отверг притязание местного лидера Вадима и призвал Рюрика с братьями).

Специфика возникновения государства у рисоводов

Здесь особое значение имеет фактор вмещающего ландшафта. Рисоводческие общества раннего средневековья не склонны к миграциям, они стабильны.


Общины рисоводов гораздо менее мобильны. В силу естественных особенностей вмещающего ландшафта они более изолированы друг от друга, а в силу специфики возделываемой культуры, они более привязаны к одному типу ландшафта.


У рисоводов община гораздо более прочное и самодостаточное объединение, причем настолько, что государствам в ЮВА чаще всего так и не удалось сделать податной единицей двор или человека. Сотни лет налоги получали с общин и их собирали общинные чиновники, а не государственные. Кроме того, налог часто был не унифицированным, а договорным.


В условиях постоянного демографического давления к первым векам н.э. все наиболее благоприятные земли оказываются освоенными.
Но рисоводческой общине еще длительное время не нужно государство, также как не очень нужны какие-либо межобщинные и надобщинные институты.


Поэтом государственность возникает при участии «донора», поэтому расположение таких государств зачастую ограничивается береговой линией и устьем рек. Первое обеспечивает связь с внешним миром, а второе – с внутренним.


Ранние государства в ЮВА – город-порт, который постепенно распространяет господство на аграрную и сырьевую периферию. Тогда рисоводческая община становится заинтересованной в городе – рынке и дестрибьютере их товара, а также защитнике. Но расстояния между такими «полисами» очень велики и территориальные государства складываются сравнительно медленно (в долинах крупных рек) или не складываются вообще.



 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]