Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: Публикации/ДВДеопик/ДеопикАрхеология/ХарактеристикаБронзыИндокитая ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Д.В. Деопик

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРОНЗОВОГО ВЕКА ИНДОКИТАЯ И СОСЕДНИХ РАЙОНОВ


1. В настоящее время известно лишь несколько самостоятельно сформировавшихся земледельческих центров, самостоятельно же перешедших к применению металла. Все они прошли долгий путь освоения культурных растений еще до открытия способа изготовления металла и долгий путь освоения металлических орудий вплоть до перехода к изготовлению из металла основных орудий производства. Примечательно, что второе всегда происходило в доплужный период.


2. Различия между указанными центрами – в скорости перехода к интенсификации сельского хозяйства, плужному земледелию и скачку в производстве, в темпах связанного с этим усложнения социальной организации, подводящего к классовому обществу с его особенностями. Для обществ, разводящих злаки типа пшеницы, такой переход был быстрым, для разводящих орошаемый рис – медленным. В Западной Азии с ее пшеницей и ячменем классовые общества как сравнительно массовое явление появились в IV тыс. до н.э., после одного тысячелетия энеолита и бронзового века, т.е. быстро. Но там уже в неолите имелись очаги близких к классовым обществ в Передней и Малой Азии, там иным был, тем самым, социальный субстрат. В «прото-Юго-Восточной Азии», включавшей ЮВА и бассейн Янцзы, где господствовало разведение риса, между началом века металла (середина V тыс. до н.э.) и первыми классовыми обществами (середина II – начало I тыс. до н.э.) прошло три – три с половиной тысячи лет, переход был медленным. В то же время рядом, в бассейне Хуанхэ с его культурой проса, между появлением орудий из металла и первым классовым обществом прошло всего полтысячелетия; но там металл был заимствован и темпы развития, как обычно в развитых аграрных районах с плотным населением, были принципиально иными.


3. Эти ранние общества, использующие самостоятельно открытый металл и практикующие орошаемое (с разной степенью искусственности орошения) земледелие, возникли развивались совершенно самостоятельно в Западной и Юго-Восточной Азии (о во многом похожем, но более архаичном американском центре речь в данном случае не идет). Контактов между ними тысячелетиями не было, т.к. в Восточной Индии существовал до конца II тыс. до н.э. отсталый энеолитический вариант индокитайских культур, а в евразийских степях контакт двух этих очагов произошел очень поздно (на стыке II и I тыс. до н.э.). Тем интересней их явное типологическое сходство, не объяснимое влияниями. Здесь имеют место общие закономерности развития, прослеживавшиеся, в частности, в следующем: 1) постоянные относительно крупные земледельческие поселения; 2) плотно заполненные погребениями могильники с устойчивым обрядом и устойчивым набором инвентаря, 3) обилие специализированных керамических форм и, на определенном этапе, столовой расписной керамики с геометрическим орнаментом как массового явления; 4) длительное преобладание в инвентаре совершенных шлифованных каменных орудий; 5) развитие индустрии металла от мелких форм и редко встречающегося одного основного орудия труда (не оружия) к набору разнообразных металлических орудий; 6) наличие свиты (в пространстве и времени) близко родственных культур, которым присущи сходные формы орудий и проч. Последнее обстоятельство очень важно типологически.


4. В данном докладе преимущественно будут рассматриваться процессы формирования, развития и распространения основного орудия производства в юго-восточноазиатском центре – втульчатого топора-мотыги (кельта). Эти процессы будут рассмотрены как сами по себе, так н в сопоставлении с судьбой аналогичного орудия западноазиатского очага – проушного топора. Более архаичный американский очаг так и не выработал сопоставимого по функциям и степени сложности орудия. При рассмотрении судьбы втульчатого топора делается попытка определить: I) его место в культурном комплексе, происхождение орудия и его производные формы в последующем; 2) морфологическую эволюцию во времени и пространстве и основные этапы существования, поскольку они отразились в морфологи; 3) длительность существования, как единственной для данных обществ «идеи» втулки (и, соответственно, «идеи» проушины); 4) сферы спорадического появления параллельной «идеи» в зоне господства другой (в пределах поздней бронзы и раннего железа), формы и места контакта «идей» (в том числе – в восточной части евразийских степей) и победа (или невозможность победы в рамках бронзового века) одной из них.


Доклады XIV Тихоокеанского научного конгресса. Комитет L. Хабаровск, 1979, с.145–147.



 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]