Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: Публикации/ДВДеопик/РеальныЭлементыВОписании ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

Д.В. Деопик

Реальные элементы в описании сакральных пространственных объектов в до-конфуцианском Китае


Тезисы


Пример описания горы:


Цзюань 2?, Книга 1. Гора 7.


Еще в семидесяти ли к западу лежит гора Цветочная. На ее вершине много красного кустарника и [дерева] цзян. На северном склоне много железа, на южном меди. Оттуда вытекает река Обезьянья, течет на север и впадает в реку Чжао. В ней много водится много рыбы фан, похожей на черепаху, ее крик напоминает блеянье барана. ….


(пер. Э.М. Яншиной)


1. Объект исследования – 447 описаний «гор» (духов-гор) в ранней части древнекитайского географо-геомантического описания мира (Шаньхай цзин, цз. 1–5, датируется большинством исследователей 7 – 6 вв. до н.э.).


2. Для каждого духа-горы вначале дается описание при помощи простых реалий (растительность, животные, минералы, редко духи в общей форме); они названы недетализированными элементами описания (ЭО НД). За ними следует, необязательно, детальное описание духа, живущего на горе (ЭО Д).


3. При исследовании ЭО НД решаются две задачи.


3.1. Реконструкция видения жрецов, для которых и предназначался этот текст.


3.2. Систематизация и сопоставление тех элементов описания, которыми пользовалась древнекитайская культура того времени, и тех приемов, которые при описании применялись.


4. Задача 1. Установлено, что в тексте реализованы «ландшафтные» представления; описания представляют собой результаты «осмотра» горы жрецом, видимо, для реализации контакта с духом-горой. Гора описывается как реально видимая на некотором расстоянии, порой с нескольких точек. Ее растения и животные (как правило, крупные, перечисленные вначале), описаны без деталей (глаз, хвостов и проч.). Напомним, что у последующих ЭО Д все описано «вблизи» (подобие, крик и т.п.); таким образом, налицо два этапа приближения к горе.


5.0. Задача 2.
Установлено, что:


5.1. В общем вводном описании духа-горы через ЭО НД доля духов и «элементов культа земли» (лес, ветер, дождь и др.) – очень мала.


5.2. Все упомянутые ЭО НД (растения, животные, минералы) – существуют в природе, но при этом многие имеют сакральный смысл; в отношении других вопрос открыт.


5.3. Мир реальных объектов (кроме духов в общей форме) – неоднороден. Свой мир образуют минералы; набор видов у них беднее, особенно металлов, а доля часто употребляемых видов – очень велика. Мир растений наиболее детализирован и богат видами. Это основа видения мира для авторов ШХЦ. Мир животных в описании сакральных точек играл меньшую роль, чем растения, они упоминаются реже, детализация ниже, чем у растений, хотя выше, чем у минералов.


5.4. При описании реализовывались два пути:


а. Характеристика через немногочисленные комбинации простых часто повторяющихся элементов (минералы);


б. Характеристика через многочисленные комбинации сложных редко повторяющихся элементов (виды деревьев, породы животных).


6. Компьютерный анализ текста ШХЦ позволил с очевидностью восстановить важные аспекты видения мира древними китайцами до наступления времен «конфуцианской системологии»; при анализе других составляющих текста ее влияние ощущается, но незначительно.



 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]