Вход:  Пароль:  
EAstudies.ru: Публикации/ВерховнаяВласть ...
Home Page | Каталог | Изменения | НовыеКомментарии | Пользователи | Регистрация |

М.А. Сюннерберг

Верховная власть в первой Республике Вьетнам (1955–1963):традиционные и новые черты


После обретения независимости перед освободившимися в 20 веке от колониального господства азиатскими странами встала проблема выбора пути развития. При этом всегда в той или иной мере происходило противостояние традиционного и современного: стоило ли взять целиком за ориентир какую-либо западную модель (капиталистическую, социалистическую – выбор каждой из которых был во многом предопределен предшествующим ходом исторического развития той или иной страны, или того или иного региона одной страны) либо стоило вернуться к прежней традиционной модели государственного развития, либо, что было чаще всего, как совместить ту или иную новую модель со своими традициями.


В конечном счете выбор нового исторического пути страны после обретения ею независимости определялся лидерами, пришедшими к власти. Одним из ключевых моментов был выбор лидером типа верховной власти: ее формы, организации, функционирования. От этого во многом зависел и весь путь развития того или иного государства. Подобный вопрос встал и перед руководителями двух государств, образовавшихся на территории Вьетнама после свержения французского колониального господства – Хо Ши Мином и Нго Динь Зиемом. И если в выборе генеральной линии развития (капиталистической или социалистической) они фактически не были свободны, от них, тем не менее, зависело конкретное ее воплощение во вьетнамских реалиях; а тип центральной власти, стиль правления, на наш взгляд, целиком определялся именно ими. В данной работе будет предпринята попытка рассмотреть тот тип власти, что первоначально сложился на юге Вьетнама, в первой Республике Вьетнам в эпоху правления Нго Динь Зиема (1955–1963), с точки зрения соотношения его традиционности и новаторства.


Возникает вопрос: что представляет собой вьетнамский традиционный тип власти (центральной или верховной)? Был ли вообще характерен для Вьетнама на протяжении его самостоятельной истории после обретения независимости от Китая на рубеже 9–10 вв. какой-либо один тип власти, который можно было бы назвать традиционным? При внешней неизменности формы государственного устройства Вьетнама на протяжении веков – монархии во главе с императором, – сама верховная власть (ее идеологическая основа, функционирование) эволюционировала в ходе исторического развития Вьетнама.[1] В связи с этим в рамках заявленной темы представляется целесообразным определить те элементы верховной власти в период первой Республики Вьетнам, которые соотносились бы с тем или иным периодом в истории развития верховной власти во Вьетнаме, и те, которые были абсолютно новыми для этой страны. А также определить, в какой степени сам президент первой республики Вьетнам был схож с предшествующими вьетнамскими правителями (аспекты: происхождение, личность, история прихода к власти, стиль правления).


1) Происхождение. Отчасти само происхождение Нго Динь Зиема объясняет столь необычное сочетание традиционного и нового в этом человеке. С одной стороны, его род был одним из первых во Вьетнаме, принявших католичество. С другой, – его отец был высокопоставленным чиновником при императоре Тхань Тхае (1889–1907). Семья Нго обладала одной из богатейших во Вьетнаме коллекцией конфуцианских книг. Само место рождения Нго Динь Зиема – город Хюэ (императорская столица Нгуенов, с абсолютным преобладанием начиная с 20-х гг. 19 века гражданских конфуцианских чиновников) – способствовало, во-первых, восприятию им конфуцианской доктрины, а во-вторых, сформировало у него особое почтение к институту монархии, вьетнамскому монарху как таковому. Таким образом, с самого детства формирование личности Нго Динь Зиема происходило под влиянием двух во многом взаимоисключающих культурно-цивилизационных традиций – европейской христианской и дальневосточной конфуцианской.[2]


2) Образование и карьера. В 15 лет Зием провел несколько месяцев в монастыре, готовя себя к жизни священника. Однако затем он предпочел политическое поприще, выбрав карьеру чиновника: поступил в Школу администрации в Хюэ, а уже к 29 годам дослужился до должности губернатора провинции Биньтхуан (существенно, что эта провинция находится в Южном Вьетнаме). Важно отметить, что Зием также обучался в учрежденной его отцом Государственной школе, первой во Вьетнаме основанной на сочетании лучших традиций западной и восточной культур. И хотя сам он не обучался в Европе, его брат и впоследствии ближайший советник Нго Динь Ню получил высшее образование во Франции.


3) Государственная деятельность. Став в 1933 году министром по делам гражданских чиновников (по сути, министром внутренних дел) при дворе императора Бао Дая и не сумев добиться претворения в жизнь своей программы, Нго Динь Зием подал в отставку и удалился с политической арены, что было в традициях вьетнамского чиновничества.


Традиционной была и одна из главных составляющих политического кредо Нго Динь Зиема – патриотизм, который для вьетнамцев на протяжении веков являлся практически религиозным чувством. Нго Динь Зием активно выступал за предоставление Вьетнаму и вьетнамской монархии более самостоятельного политического статуса, требовал от Франции выполнения договора о протекторате, с резким неприятием относился к стране лишившей его Родину независимости, – Франции. Понимая всю сложность достижения поставленной цели без опоры на внешние силы Нго Динь Зием выбрал нетрадиционные в этом отношении – не Китай, на помощь которого уповали представители свергнутых династий в Северном Вьетнаме (пример, представителей династий Чан и Поздних Ле), не Япония, на которую во многом ориентировалось национально-освободительное движение во Вьетнаме в начале 20 века, а Ватикан и США. Заметим, что Нго Динь Зием стал первым крупным вьетнамским политическим деятелем, ориентировавшимся на США. Это, безусловно, новаторство Нго Динь Зиема. В этом плане (как и в некоторых других) его можно сравнить с основателем династии Нгуен – Нгуен Фук Анем (Зя Лонгом – по названию эры правления), впервые в истории Вьетнама ориентировавшемся и старавшемся найти поддержку в новых в этом отношении для Вьетнама того времени странах – Сиаме, Португалии и Франции. Здесь проявляется свойственная скорее южанам, а не жителям Центрального Вьетнама, открытость контактам с внешним миром и, в частности, Западом (заметим, что как Нгуен Фук Ань, так и Нго Динь Зием были родом из Центрального Вьетнама, но политическая деятельность обоих впоследствии оказалась связана скорее с Южным Вьетнамом).


Добившись от императора Бао Дая назначения на пост премьер-министра в июне 1954 года и собираясь стать главой государства, Нго Динь Зием придавал большее значение законному характеру перехода власти от императора к премьер-министру, т.е. ему самому. Для этого он, в частности, предпринял необычное мероприятие: собрал родственников императора, чтобы добиться от них согласия на отречение Бао Дая.


Придя к власти и столкнувшись с рядом серьезных проблем, Нго Динь Зием выделил как самую главную и насущную из них моральное состояние южновьетнамского общества и отдельных личностей, его составляющих. В решении этой проблемы наиболее ярко проявилось сочетание традиционного и нового в Нго Динь Зиеме. Он обратился к западноевропейской философии персонализма, адаптированной им к вьетнамским реалиям. Его целью было создать новую вьетнамскую культуру, новый дух страны, основанный на философии персонализма, в которой Нго Динь Зием увидел идеальное сочетание одинаково близких ему самому ценностей – западных христианских и традиционных конфуцианских.


Подобное сочетание западных персоналистских христианских и традиционных конфуцианских ценностей и установок прослеживается и в том типе верховной власти, что сложился при Нго Динь Зиеме – в стране были введены в действие многие новые для нее институты, однако им зачастую придавалось традиционное содержание:


– Став президентом и провозгласив республиканскую форму правления, Нго Динь Зием всячески выпячивал решающую роль просвещенного монарха в истории Вьетнама и старался следовать этому образу.


– При Нго Динь Зиеме официально действовали несколько партий, Национальное собрание, но президент обладал всей полнотой единоличной власти. Есть основания полагать, что Нго Динь Зием, как и все реальные правители Вьетнама до конца 19 века (вне зависимости от того, были они монархами или нет), пытался образовать династию. Существуют данные о том, что Нго Динь Зием предполагал передать власть в стране своему младшему брату Нго Динь Ню.


– Президент всецело полагался на свой род, расставив родственников на ключевые посты в государстве. Практически все сферы жизни контролировались представителями рода Нго: Нго Динь Тхук – архиепископ, Нго Динь Ню – политический советник президента, руководитель секретной службы и органов безопасности, Нго Динь Люйен – посол в Великобритании (помимо этого он представлял Республику Вьетнам и в некоторых других странах Европы и Африки), Чан Ле Суан, супруга Нго Динь Ню, была ответственна, выражаясь современным языком, за отношения с общественностью: организовывала различные общественные ассоциации, разъясняла иностранной прессе суть того или иного мероприятия властей[3]. Подобная ситуация, когда власть в стране сосредоточена в руках правителя и его рода, напоминает правление династии Чан в 13–14 вв, с той разницей, что у последних власть была рассредоточена по территориальному принципу, а рода Нго – по структурному.


– В соответствии с вьетнамскими традициями, что неоднократно подчеркивалось в официальных документах, младший брат Нго Динь Зиема – Нго Динь Кан – не занимался активными политическими мероприятиями, а остался в Хюэ, чтобы присматривать за своей старой матерью.


– В первой Республике Вьетнам было заметно противостояние гражданского чиновничества и военных, причем сам президент полагался на первых, не доверяя (и вполне обоснованно) армейским офицерам.[4] Для Южного Вьетнама подобная ситуация абсолютно нетипична – и в эпоху государства Данчаунг, и в правление Зя Лонга в этой части Вьетнама власть безусловно отдавала приоритет военным. Военные вернут свои позиции в Республике Вьетнам только после свержения Нго Динь Зиема, когда власть вновь приобретет исключительно военный характер.


– Однако весьма существенно, что гражданское чиновничество по замыслу Нго Динь Зиема должно было воспитываться не столько на конфуцианских, сколько на персоналистских установках или на их сочетании между собой. Чиновники, преподаватели, т.е. наиболее активные в политическом и культурном плане члены общества, должны были пройти курс теории философии персонализма, для чего было организовано несколько центров по ее изучению.


Можно сказать, что, как и в случае с государством Дангчаунг, центральная власть в Республике Вьетнам была менее легитимной по сравнению с Севером в том смысле, что именно Север стремился к объединению Вьетнама, а Юг к своему обособлению (отказ Нго Динь Зиема от проведения в 1956 году предусмотренных Женевскими соглашениями всеобщих выборов).


В заключение хотелось бы еще раз отметить, что тип верховный власти, сложившийся в первой Республики Вьетнам, сочетающий в себе как совершенно новые, так и вполне традиционные элементы, исходил из самой личности Нго Динь Зиема, в котором одновременно уживались реформатор, носитель нового, во многом вестернезированного, так и традиционалист, преклонявшийся перед конфуцианским учением и старавшийся походить на традиционного вьетнамского монарха, каким он его себе представлял.


[1] Различные формы центральной власти в истории Вьетнама проанализированы в статье Д.В. Деопика «Центральная власть во Вьетнаме во второй половине 20 века в свете исторических традиций» (в сборнике Д.В. Деопик. «Вьетнам. История, традиции, современность». М. 2002).


[2] Так, император Минь Манг полагал, что христианские и конфуцианские ценности несовместимы друг с другом. Гонения, которым при нем подверглось христианство, были вызваны не его религиозной нетерпимостью к новой для Вьетнама религии (религиозная нетерпимость вообще не характерна для вьетнамцев), а тем, что в христианстве Минь Манг видел мощное средство подрыва конфуцианских устоев.


[3] Отметим, что столь активное участие женщины в политической жизни было нетипичным для Вьетнама, за исключением разве что периода правления Поздних Ли, в частности императрицы И Лан, реально правившей в столице во время похода императора Ли Тхань Тонга на Чампу в 1069.


[4] Подобное недоверие к военным было вполне в духе конфуцианства. Но есть еще и объективный фактор – в отличие, скажем, от Хо Ши Мина, которому пришлось долгие годы воевать, чтобы прийти к власти, а затем, чтобы добиться ее международного признания, Нго Динь Зием оказался во главе государства без помощи военных.


 
Файлов нет. [Показать файлы/форму]
Комментариев нет. [Показать комментарии/форму]